| ||||
Все мы с вами привыкли к тому, что саксофон – это инструмент только джазовой музыки. Но если мы посмотрим на него чуть шире? Почему именно джаз? Почему бы не попробовать саксофон в других жанрах: в классике, например? Для этого инструмента совершенно не существует ограничений и рамок, что с блеском доказал непревзойденный саксофонист Сергей Колесов на своем концерте в зале «Классика».
23 января посетители «Классики» смогли вживую услышать, насколько завораживающе и благородно может звучать столь «ангажированный» джазом инструмент в классической музыке. Это неожиданное открытие с первого же произведения «Фантазия на темы Венецианского карнавала» покорило публику, и весь оставшийся концерт зал благодарил музыканта бурными аплодисментами и возгласами «Браво». Что неудивительно, ведь Сергей Колесов – один самых из популярных и молодых саксофонистов, открывающих публике новый, классический саксофон. Можно сказать, что в этот вечер ивановцам повезло, – не всегда зрителям удается попасть на концерт Сергея даже в Москве. За его плечами – победы на крупных международных конкурсах, концерты на крупнейших площадках мира и абсолютное признание публики как одного из ярчайших саксофонистов России.
Программа вечера называлась «In red style» («В красном стиле»). Красный цвет – это символ виртуозности, страсти, огня. И совершенно невообразимая музыка, которую играл Сергей, как нельзя лучше подходит под это определение.
Чистота и мягкость, сила и плавно-стремительные переходы, отдаленно напоминающие трели духовых инструментов, – это то, что обычно не услышишь в исполнении саксофона. Однако в руках мастера начинает оживать первостепенная суть саксофона, у которого «с детства» есть дар перевоплощения (он создавался мастером Адольфом Саксом как синтез деревянных и духовых инструментов), превращаясь в целый каскад благородных и светлых звуков и настоящий музыкальный «деликатес».
Всем произведениям программы была присуща тонкая эмоциональная гармоничность: сколь тревожна и торжественна фантазия на темы из оперы «Кармен», столь философски задумчива и тонка «Ария из Бразильской бахианы №5». А в некоторых местах Сергей и вовсе демонстрировал нечто удивительное, добиваясь того, что саксофон звучал «не своим голосом», а неким «многоголосьем», совмещая в себе тембры фортепиано, флейты и других инструментов. Солирующий саксофон гармонично дополняла партия фортепиано в исполнении Елены Гриневич, делая их совместную музыку ярче, сочнее и насыщеннее.
Второе отделение заново открыло зрителям испанского композитора Астора Пьяцоллу. Его «История Танго» из 4 частей в переложении для саксофона уносила зрителей сначала в «bordel» (так называется первая часть произведения), затем в романтичное одинокое кафе, в подвижный, веселый и заводной ночной клуб, а последняя часть «concent d’ajourhui» («концерт сегодня») – это и вовсе нечто невероятное по энергетике.
Последнее произведение программы вечера – игровая и немного авантюрная «Fuga Misterio» – поставило достойную точку в великолепном выступлении Сергея Колесова, заставив зрителей еще долго аплодировать полюбившемуся артисту. В благодарность за такой теплый прием и признание Сергей и Елена исполнили еще несколько произведений Астора Пьяцоллы. После концерта мы задали несколько вопросов самому молодому саксофонисту.
Принято считать, что саксофон – это не академический инструмент, почему же Вы решили прийти именно к классическому саксофону?
Это не академический инструмент в привычном понимании этого слова, однако у саксофона нет каких-то определенных рамок. У него невероятные возможности и совершенно потрясающий звук, на саксофоне можно играть как классическую музыку, так и современную. К классическому саксофону я пришел благодаря Маргарите Шапошниковой – основателю класса саксофона в России и на территории бывшего СССР. До нее этот инструмент был под запретом и считался буржуазной роскошью: игра на нем равнялась предательству Родины. У Маргариты Константиновны совершенно неповторимая манера исполнения и, наверное, именно благодаря ей я склонился к академической музыке.
А джазом увлекаетесь?
Немного. Однако, мне кажется, что каждый музыкант может выбрать для себя только одно конкретное исполнение, – разные манеры исключают друг друга. В данный момент я играю академическую музыку, но не исключаю, что смогу отойти от классики и заняться джазом более плотно.
Умеете ли Вы играть на других инструментах?
Так, как на саксофоне, я не умею играть ни на одном другом инструменте. Но я до сих пор не знаю, почему, когда меня привели в музыкальную школу и спросили: «На чем ты хочешь научиться играть?», я ответил: «На скрипке» (улыбается). Это была очень хорошая практика для меня как для музыканта, но сегодня мне вряд ли удастся сыграть на этом инструменте хоть что-нибудь серьезное. Также я немного умею играть на фортепиано.
А каким музыкантам Вы отдаете предпочтение сегодня?
Мне нравится много и классических, и джазовых исполнителей. У меня к музыкантам свой подход: я люблю только тех исполнителей, у которых есть собственное лицо и собственный неповторимый стиль. Не буду называть конкретные имена, мне не хочется никого обидеть (улыбается). Я люблю настоящую музыку. Истинных мастеров искусства можно встретить и среди клубных музыкантов, и среди рокмузыкантов, и среди исполнителей классической музыки... Это совершенно не зависит от формата. Когда чувствуешь, что человек действительно фанатично отдается тому, что он делает, посвящая этому всю свою жизнь, это абсолютно импонирует. Например, недавно я открыл для себя группу Pink Floyd – вот один из примеров того, когда люди полностью отдаются искусству. Тоже самое с Майклом Джексоном, ведь никто не будет спорить с тем, что он являлся ярчайшим музыкантом и настоящей личностью.
Откуда Вы черпаете энергию и вдохновение?
Внутри себя, из неба, из солнечного света. Проще сказать – из всего прекрасного, что есть вокруг меня и во мне.
Считаете ли Вы музыку социальным явлением? Способна ли она изменить мир к лучшему?
Конечно, способна! По идее, она и должна быть социальной и обязана менять жизнь людей и вещей в лучшую сторону. Я считаю, что это ее первостепенная задача.
Что любите читать в свободное время?
Люблю Булгакова, Набокова, Толстого... Не скажу, что я много читаю. Время от времени, когда есть свободная минутка.
Как молодому музыканту, хочется ли Вам принести в музыкальный мир что-то новое? Или открыть?
Я все время об этом думаю. Очень трудно достичь того, чтобы твое творчество было не похоже на то, что уже было сделано раньше. Не нужно никого копировать, не нужно никому подражать, везде нужно искать что-то свое. И когда ты найдешь это «что-то», тогда у тебя и появится свой собственный почерк, собственная манера, собственный стиль, благодаря которому тебя будут узнавать. Со стороны всегда виднее, на какой именно стадии я нахожусь: музыканту очень сложно дать себе оценку. Но мне кажется, что сегодня я нахожусь на стадии поиска.
А. Уланова |