| ||||
28 января в камерном зале «Классика» прошел третий концерт абонемента «Гитара – любовь моя». На этот раз на сцене выступал выдающийся российский гитарист, лауреат международных конкурсов Евгений Финкельштейн.
«Его исполнение удивляет своей образностью», «Абсолютная музыка», «Красивый звук, чрезвычайная тонкость и выразительность», – так пишут о творчестве Евгения Юльевича музыкальные критики в российских и немецких газетах. На вечере он представил программу «Шедевры западноевропейской и русской музыки XVII - XX веков», куда вошли как произведения композиторов эпохи Возрождения и барокко, так и относительно современные композиции.
Особенно гостям запомнилась «Мечтательница» – безусловный шедевр классической гитарной музыки XVII века, написанный ярчайшим французским композитором Мареном Маре. Эта композиция в исполнении Евгения наполнила зал необычайной легкостью и светлой печалью. Также на концерте прозвучало произведение самого музыканта – его романтичная и безмятежная «Баллада», нашедшая отклик в сердце каждого слушателя. И, пожалуй, самая яркая и атмосферная композиция «Падение птиц» современного композитора Никиты Кошкина стала настоящим открытием для любителей музыки. Во время исполнения этого произведения Евгению Финкельштейну виртуозно удалось создать почти осязаемый мистический образ наступающего апокалипсиса.
«Мне было интересно пойти на эксперимент. В этой программе я хотел пройти необычный путь от старинной музыки Маре, Форкре и Абеля до современного Кошкина, а потом снова вернуться в мажорную музыку эпохи барокко. Ведь, как правило, обычно в первом отделении играют старинную музыку, а во втором – современную, а у меня в программе получились вот такие своего рода «зигзаги». Я думаю, это интересно», – рассказывает сам музыкант.
Слушая игру Евгения Финкельштейна, понимаешь, насколько этот человек одержим музыкой, настолько глубоко и тонко он чувствует каждое произведение, каждого композитора и насколько он предан своему инструменту.
После концерта гости еще долго благодарили Евгения за такое удивительное музыкальное путешествие.
Мы побеседовали с Евгением о том, насколько важна роль педагога в судьбе классического гитариста, и каково же будущее классической музыки сегодня.
Как Вы считаете, Ваш сегодняшний музыкальный эксперимент удался?
В целом, да, я доволен концертом. У меня остались приятные впечатления и от зала, и от публики. Честно говоря, когда мне сказали, что «Классика» находится внутри современного здания, я ожидал увидеть ультрасовременный зал с неважной акустикой и модерновопретенциозной атмосферой. И вдруг приезжаю и вижу зал, построенный в хорошем архитектурном вкусе, а самое главное – удивительно хорошо звучащий. Во многих залах музыка звучит либо очень сухо, либо очень гулко, и получается своего рода «звуковая каша», чего нельзя сказать о «Классике» – в нем одновременно сочетаются точность и заполнение звуком. Перед началом концерта перед нами стоял вопрос об усилении звука, ведь должна прийти публика, и нужно ожидать, что акустика так или иначе «сядет». А оказалось, она стала только еще лучше.
Есть ли какая-то духовная основа у того, что Вы делаете?
Конечно, есть. Для меня духовная основа моей музыки – это что-то из области глубоко личных переживаний.
Каким Вы видите будущее классической музыки сегодня?
В нашей стране я вижу у нее прекрасное будущее. Вы можете назвать средний возраст сегодняшнего слушателя? И я не могу. Потому что, даже если посмотреть на сегодняшний концерт, в зале сидели люди всех возрастов – и дети, и молодые, и пожилые. Совершенно другая ситуация во многих западных странах: даже в самой прекрасной филармонии, на концертах с хорошей программой и замечательными исполнителями публика становится все старше и старше. Что же будет лет через 25? За границей этот печальный вопрос стоит очень серьезно. Но у нас такого нет, поэтому я считаю, что будущее классической музыки – именно в России. Однако я думаю, что не нужно расстраиваться, надо смотреть шире – будущее за музыкой вообще (улыбается).
Люди всегда будут приходить и слушать действительно хорошую, мастерски исполняемую и талантливо написанную музыку, неважно, современная она или классическая. На мой взгляд, будущее стоит именно за такими концертами, на которых совмещается и старинная, и «новая» музыка.
Зависит ли то, как Вы играете, от местонахождения, обстановки, настроения, от погоды?
Игра, в первую очередь, зависит от подготовки. Если тебе удалось с помощью репетиций прийти к какой-то свободе, то никакая погода тебя уже не «сшибет». А если ты пришел на концерт неподготовленный – никакая обстановка, никакое настроение и никакая погода тебе уже не помогут.
Что, по Вашему мнению, влияет на рождение стиля гитариста, его неповторимого почерка? Может быть, есть совет, как развить это в себе?
Я думаю, что здесь все, в первую очередь, зависит от педагога. Есть педагоги, которые просто «учат рукам», есть педагоги, которые ставят перед учеником свои собственные определенные задачи, фактически «играя руками своего подопечного». Это очень быстрый и эффективный путь, таким образом можно «настругать» много лауреатов. Но когда ученик «выходит в свободное плавание» – он оказывается беспомощен и бессилен.
А есть педагоги, которые натаскивают начинающих музыкантов на свои собственные решения. К примеру, берут какой-то раздел в произведении и спрашивают ученика: «Что здесь? Нежно, яростно, или, может быть, печально? Как это надо играть?» И потихоньку он начинает «вытаскивать» из вас ваше собственное видение этого произведения. Поначалу это тяжело, второй раз уже легче, а на третий вы втягиваетесь, и у вас начинает появляться своя собственная индивидуальность. Поэтому еще раз повторю, что все, в первую очередь, зависит от педагога. Конечно, есть такие вещи, как личность, данные, талант... Но для меня это все же какие-то непонятные материи. Мне известны случаи, когда в руках великолепного педагога ученики, которых считали бездарными «сухарями», превращались в уникальных исполнителей.
В вашем случае педагог тоже сыграл важную роль?
Колоссальную. Большое спасибо Александру Фраучи, Камиллу Фраучи, Никите Кошкину и Александру Гитману, благодаря которым я сейчас являюсь тем, кем являюсь. А если говорить о предыдущем вопросе, то здесь самую главную роль сыграл и продолжает играть Камилл Артурович Фрауче, который никогда не отпускал меня без собственного решения. Причем он не говорил, что нужно принять именно правильное решение, какое бы решение ни принял ученик, оно было приемлемо. Неприемлемо только отсутствие этого решения.
Какие музыкальные вершины планируете покорять еще?
Я не люблю «покорять вершины». Я не так это воспринимаю, мне просто нравится играть – сам процесс для меня и есть истинное счастье.
А. Уланова |