| ||||
4 марта в камерном зале «Классика» прошел концерт двух выдающихся классических музыкантов – Евгения Брахмана (фортепиано) и Сергея Островского (скрипка). В программе вечера прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Франсиса Пуленка и Рихарда Штрауса.
Концерт являлся частью цикла «Музыкальные посвящения Евгения Брахмана». Этот концерт Евгений сыграл с давним другом, победителем и лауреатом международных конкурсов, скрипачом Сергеем Островским, которого пригласил выступить в «Классике». Концерту в Иванове предшествовало совместное выступление в Нижнем Новгороде. Музыканты рассказывают, что для них оно стало «стрессовым»: по пути в родной для обоих музыкантов город на таможне возникли проблемы с перевозкой антикварной скрипки 18 века, в связи с этим последовало опоздание на поезд, обмен билетов и так далее. В этот вечер перед ивановскими зрителями музыканты предстали сдержанными и спокойными, готовыми к разговору на языке музыки. Глядя на этих исполнителей, понимаешь, как хорошо они чувствуют друг друга, – другим музыкантам для этого требовалось бы часами репетировать, договариваться, запоминать... «На мой взгляд, Евгений – это лучший пианист, с которым мне когда-либо доводилось играть, поэтому мы стараемся на 100% использовать любую возможность совместных выступлений», – отметил Сергей Островский. Евгений же, в свою очередь, подчеркнул, что мало с кем на сцене чувствует себя одновременно так комфортно и оживленно. Музыканты рассказали, что их музыкальная карьера в каком-то смысле развивалась параллельно. В 1999 году в разных точках мира они одновременно выиграли конкурсы, сыгравшие решающую роль в их творчестве. «Со временем даже наша большая разница в возрасте нивелируется, и нам все больше и больше нравится реализовывать совместные проекты», – рассказывает Евгений Брахман. В этот вечер музыканты представили слушателям произведения трех великих композиторов: «Чакона из партитуры № 2 для скрипки соло ре-минор» Иоганна Себастьяна Баха, «Соната для скрипки и фортепиано ре-минор» Франсиса Пуленка и «Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль-мажор» Рихарда Штрауса. Нельзя не сказать, что яркая, сочная и харизматическая «Соната для скрипки и фортепиано ре-минор» Франсиса Пуленка, безусловно, выделялась среди других композиций. Вообще, Пуленк это своего рода «исключение из правил» традиционных концертов в «Классике». Творчество этого композитора отличают обезоруживающая простота, тонкость и психологическая глубина, которые служат выражением человеческой души. «Долгое время «Соната для скрипки и фортепиано ре-минор» не была моим фаворитом, да и к самому Пуленку я относился как к весьма хорошему, но второстепенному композитору. Однако, «копнув» глубже, я начал лучше понимать всю выразительность, нравственность и обаяние его творчества. Поэтому сегодня я каждый раз заново открываю для себя мир этого, безусловно, выдающегося композитора», – поведал Евгений Брахман. И действительно, «Соната» просто поражает слушателя невероятными переходами от спокойной и лиричной мелодии к стремительным, «на нервах» звучащим нотам. В некоторых местах скрипка буквально «кричала», донося до души слушателей какую-то свою, трагическую историю. В перерывах между композициями известная пианистка и искусствовед Ольга Гринес занимательно рассказывала историю создания каждого произведения. Завершился концерт «Сонатой для скрипки и фортепиано ми-бемоль-мажор» Рихарда Штрауса, по праву считающейся романтическим гимном любви, в котором каждый слушатель всегда находит что-то близкое. Словом, этот концерт двух выдающихся музыкантов в очередной раз доказал, насколько беспроигрышен и невероятен дуэт скрипки и рояля! Публика замечательно реагировала на все музыкальные нюансы: казалось, никто «не дышал», когда звучало piano, а в более экспрессивных и драматических моментах слушатели буквально «следовали за музыкантами» в эмоциональном плане. Глядя на выступление Евгения и Сергея, я невольно задалась вопросом: «Как музыканты «находят» свои инструменты»? Уже потом, после концерта, в кулуарной беседе Сергей Островский дал интересный ответ на мой вопрос: «Это был интуитивный порыв, ведь сложно сделать какой-то осознанный выбор в возрасте четырех - шести лет. В определенном смысле мне повезло с аурой, окружавшей меня с самого рождения, – в моей семье все пианисты, и я был первым, кто нарушил эту традицию, и уже в 4 года решил, что буду играть на скрипке. Иногда мне даже становится страшно, что одно из самых своих главных решений в жизни я принял в таком возрасте. Но больше всего меня радует то, что за всю жизнь я ни разу не пожалел об этом».
А. Уланова |