TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

13

05/2013

«Непарадная» война Виктора Астафьева

Более чем за полвека с момента окончания Великой Отечественной войны мы привыкли к пышным фразам о героизме и подвигах советских людей на войне, которые слились в единую, во многом пафосную картину. Но когда фронтовики делятся воспоминаниями о том, что происходило на полях сражений, война предстает в самом отвратительном и неприглядном обличии...

13 мая в рамках киноклуба «Золотой Витязь» прошел показ документального фильма режиссера Андрея Зайцева «Виктор Астафьев. Веселый солдат» (2010 г.) – картины о «непарадной» войне.

Виктор Астафьев – русский писатель­-фронтовик, известный такими произведениями, как «Последний поклон», «Царь-­рыба», «Печальный детектив»; ушел на фронт добровольцем, прошел войну простым солдатом, был сначала водителем, потом артразведчиком, в конце войны – связистом. Говорил о войне всегда неохотно, прикасался к этой теме только в коротких рассказах, небольших повестях. Но все же через 40 лет написал роман «Прокляты и убиты», рассказав страшную правду той войны.

Документальный фильм «Виктор Астафьев. Весёлый солдат» был выпущен к 86­-летию писателя. В его основе – запись трехчасового разговора с Виктором Петровичем в феврале 2000 г., сделанная для режиссера Никиты Михалкова, который в то время работал над сценарием «Утомленных солнцем – 2» и которому были важны те детали войны, которые мог подметить именно писательский взгляд. Интервью проходило в родном селе Астафьева Овсянка Красноярского края, в домашней обстановке, поэтому Виктор Петрович чувствовал себя свободно и порой не стеснялся в выражениях.

По признанию писателя, именно тема войны послужила причиной взяться за перо. Его возмутило, как неправдоподобно в послевоенной прозе описывалась война, представала героической, красивой, победоносной. Писатель сетовал на то, что война сочиненная затмила войну истинную. Такому описанию войны Астафьев противопоставил в своих произведениях правдоподобное изложение военных событий.

В фильме А. Зайцева Астафьев вспоминает нелицеприятные подробности тех лет: как в запасном полку (который в романе «Прокляты и убиты» называется «чертовой ямой»), призванном готовить новобранцев, на самом деле не было никакой подготовки, как не хватало обмундирования и вещи приходилось снимать с убитых немцев, как не заботились о предании земле тел наших погибших, в отличие от немцев, которые всегда хоронили своих убитых, как нередко мародерствовали похоронные команды.

Самые тяжелые воспоминания Астафьева – это форсирование Днепра при осеннем наступлении Красной Армии в 1943 г. Форсирование не было подготовлено, в очередной раз командование понадеялось на «русский авось» и самоотверженность солдат. Только на участке В. Астафьева из 25 тысяч человек добралось до берега лишь 3600.

Цена человеческой жизни была тогда ничтожна мала. Людские потери никого не интересовали. Главным был результат, победа любой ценой. По словам писателя, людей бросали в печь войны, как солому.

Для В. Астафьева самое страшное на войне – привычка к смерти, когда она становится повседневной и уже не вызывает никаких эмоций. Поэтому писатель считал преступным романтизировать войну, делать ее эффектной, героической, привлекательной.

В фильме использована хроника военных лет. Но это не те официальные военные репортажи, часто постановочные, утвержденные к показу зрителям. Хроника в фильме «Виктор Астафьев. Веселый солдат» обнажает неприукрашенную, страшную правду о войне: простые солдаты, перевозящие мины через реку, бой под плотным вражеским огнем без криков «Ура!»; поле, усеянное убитыми, изуродованные трупы. Эти записи много десятилетий пролежали «на полке» и не были представлены широкому зрителю.

В фильм также включены фрагменты из спектакля «Прокляты и убиты». Проникновенная игра актеров А. Филимонова и Р. Бондарева ведет зрителей по страницам романа В. Астафьева, острее передает боль и трагедию событий, рассказанных писателем.

Фильм сопровождается закадровым текстом, который читает известный российский артист Алексей Петренко. Размеренный, спокойный, негромкий рассказ о судьбе писателя, об обстоятельствах съемок интервью с ним, комментарии военной хроники органично вплетаются в канву фильма, помогают донести до зрителя позицию Астафьева.

Фильм награжден призами «Золотой орёл» как лучший неигровой фильм, «Лавровая ветвь» как лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм, призом зрительских симпатий международного фестиваля документального кино «Флаэртиана».

После просмотра фильма трудно было начать обсуждение в зале. Зрители какое­-то время еще находились под впечатлением. Все же разговор состоялся. Участники киноклуба не только делились впечатлениями от просмотренного фильма, но и вспоминали рассказы своих близких о войне, говорили о сегодняшнем отношении – своем личном и со стороны государства – к тому времени, празднику 9 Мая.

Фильм прозвучал как резонанс к той парадности, сопровождающей День Победы и День памяти и скорби 22 июня – пожалуй, единственные дни, в которые вспоминают о войне. Пусть правда Астафьева кого­то отталкивает, с ней можно не соглашаться до конца, но фильм смотреть надо, чтобы знать, какой ценой досталась Победа, чтобы ненавидеть войну, – в таком едином мнении сошлись участники киноклуба «Золотой Витязь».

А. Турканова

Яндекс.Метрика