| ||||
Что мы знаем о Лондоне? Английский мегаполис, одна их самых современных столиц Европы, наполненная туристами, пропитанная историей и туманом... 18 июля в художественной галерее «Классика» ивановцы познакомились с другим Лондоном – неспешным, умиротворенным и далеким от городской суеты. Затаенная жизнь города на Темзе была представлена сквозь призму фотокамеры московского фотохудожника Максима Киреева в рамках черно-белой экспозиции «London Town», навеянной творчеством Пола Маккартни.
Чем же так примечательны работы Максима Владимировича? Пожалуй, каждый найдет в них что-то свое, откроет свой, новый Лондон, а во многих фотографиях, возможно, даже увидит какую-то собственную, личную историю. Некоторым зрителям, глядя на «London Town», хочется воскликнуть: «Пора по пабам!», некоторым – погрузиться в неспешные размышления, а кто-то загорается желанием взглянуть на столицу туманного Альбиона своими глазами. «London Town» своими символами взывает к тому, что мы знаем о городе, – знаменитые красные телефонные будки, автобусы, знаки подземки, и одновременно с тем оставляет приоткрытой завесу невидимой жизни города, воплотившейся в изящных литых решетках, в подернутом утренней туманной дымкой в Букингемском дворце и металлическом блеске перил лестницы, ведущей в Национальную галерею. Лондон Максима Киреева – это город, в котором свободно дышится и чувствуются вибрации прошлых времен. «В его фотографиях присутствуют не просто знаки культуры. Эти работы в первую очередь нацелены на человеческое восприятие мира и понятны даже самому неискушенному зрителю», – отметил художник-искусствовед Юрий Ермилов. Лондонский мир Максима Киреева немногословен, созерцателен и в то же время выразителен и символичен. О том, в какой же «волшебной мастерской» рождается творчество Максима Владимировича, мы побеседовали с фотохудожником за несколько минут до открытия выставки:
Вы «рисуете» кадр в голове заранее или он рождается непосредственно во время съемки?
Какие-то сценки из лондонской жизни возникали сами собой – к примеру, в одном из переулков я абсолютно неожиданно набрел на колонну ветеранов Второй Мировой войны, проводящих репетицию к грядущему Дню Поминовения. Другой кадр – «Разговор накоротке» – тоже был снят совершенно спонтанно. Разумеется, есть кадры, задуманный сюжет которых требует времени, чтобы все участники композиции оказались «в нужное время в нужном месте», как на фотографии «Мост Челси». К различным кадрам – различный подход. Тем не менее, в ремесле фотографа в первую очередь важно понятие четкой композиции и того, что ты хочешь показать зрителю этим кадром, прежде чем нажмешь на спусковую кнопку затвора.
Говоря с Вами, нельзя не упомянуть о великом Иване Борисовиче Порто. Что самое основное Вы переняли у своего наставника?
Сложно сказать, ведь он не был моим учителем напрямую, у нас не было совместных уроков, занятий и мастер-классов. Мы просто общались, и в процессе общения между нами происходил гласный и негласный диалог, открывающий наши общие взгляды на многие вещи как в жизни, так и в искусстве. Именно это сближало нас друг с другом, несмотря на разницу в возрасте. Иван Борисович был признанным мастером и виртуозом: всегда четко и идеально выстраивал композицию, подчеркивая выразительность и пластику предметов... «Искусство не должно быть многословным, оно должно быть выразительным», – говорил мой друг, и я стараюсь двигаться в этом направлении и в своем творчестве.
Сколько нужно времени, чтобы получить желанный кадр?
Однажды какого-то рисующего художника спросили: «Сколько времени у вас ушло, чтобы сделать такой рисунок»? На что он ответил: «Час и вся жизнь». В этом и заключается «краеугольный камень» фотографии, где результат получается почти мгновенно. Но это и вводит многих в заблуждение. Они считают, что чем дороже будет фотоаппарат, тем лучше будут и снимки. Ничего подобного. Фотоаппарат – это всего лишь инструмент, как кисть для живописца и карандаш для графика. А качество снимка зависит от того, как человек владеет этой техникой. Для этого надо долго учиться, совершенствоваться. Поэтому я отвечу, что на хороший кадр уходит одна секунда... и вся жизнь.
На выставке не представлены фотографии ночного Лондона. Почему?
Во-первых, их не так уж и много, а во-вторых, лично мне ближе солнечный свет, нежели ночной полумрак (улыбается).
Какие же тайны «города тумана и дождей» приоткрываются в Ваших фотографиях?
Несмотря на изменчивую погоду, не такой уж Лондон и «город туманов» (улыбается). Для меня одна из особенностей Лондона – возможность находить новые эмоции и новые прочтения одного и того же пейзажа. Начинаешь заново открывать для себя уже знакомые места, появляются новые мысли, ассоциации... Может быть, это свойственно не только Лондону, но для меня это – одна из главных составляющих этого города, притягивающая к себе, пробуждающая желание встретиться снова и снова…
Глядя на его снимки, нельзя не уловить легкое чувство влюбленности фотографа в каждый закоулок города, в каждую сцену размеренной, едва уловимой и скрытой от глаз обычных туристов жизни Лондона.
Возможно, в этих строчках песни Пола Маккартни «London Town» и кроется ключ к разгадке придуманного фотохудожником образа Лондона, полного «противоречий и парадоксов, смешения идей и ускользающих значений». Возможно, и нет. В любом случае, такая сложная, многозначительная и необыкновенная выставка, как «London Town», достойна внимания ивановских зрителей. Ведь не исключено, что, встретившись с душой Лондона, застывшей в снимках Максима Киреева, у ивановцев появится желание разглядеть такую же невидимую, призрачную и прекрасную жизнь и в родном городе.
А. Уланова |