TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

20

09/2013

С покаянием в сердце и любовью к России...

С 12 по 15 сентября 2013 года на территории Ивановской области в городах Иваново и Плёс в рамках Александро­Невского Хорового Собора прошел юбилейный XXV фестиваль духовной музыки «Золотой Плес».

Певческий праздник был посвящен трем знаменательным историческим событиям: Дню памяти святого благоверного князя Александра Невского, 140­летию освящения города Иваново­Вознесенска и 1025­летию Крещения Руси. В течение четырех дней различные культурные площадки Иванова и Плеса посетила настоящая певческая «рать» – 12 коллективов из Владимира, Костромы, Нижнего Новгорода, Рыбинска, Москвы, Ярославля, Санкт­Петербурга и Барнаула. Главными организаторами хорового форума стали ТО «Шереметев Центр», Всероссийское хоровое общество, Иваново­Вознесенская епархия и компания «Консультант». Президентом фестиваля является директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло, а художественным руководителем проектов «Александро­Невский Хоровой Собор» и «Золотой Плес» – заслуженный работник культуры России и председатель межрегионального Центра русского хорового искусства Евгений Бобров, вот уже почти 30 лет возглавляющий ивановский камерный хор «Шереметев­Центра» ИГХТУ. Одним из почетных гостей фестиваля стал Георгий Поляченко, художественный руководитель фестиваля православной музыки в России, странах Европы и США.

Открытие хорового форума ознаменовалось молебном у часовни святого благоверного князя Александра Невского, построенной в 1995 году. Духовные песнопения продолжились в Казанском храме, а праздничным завершением первого дня фестиваля стал хоровой концерт «Александро­Невский Хоровой Собор», прошедший в стенах камерного зала «Классика». Мероприятие посетили глава Администрации города Иванова Александр Кузьмичев, заместитель начальника Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Надежда Свиязова и другие приглашенные гости. В первый день в концерте участвовали Владимирский муниципальный камерный хор «Распев», хор духовной семинарии из Барнаула, Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» и камерный хор «Шереметев­центра». Каждый участник фестиваля уникален – так, «Распев» является продолжателем обычаев старорусского знаменного распева, а хор Барнаульской духовной семинарии представляет древние традиции церковного пения. Но в этот вечер все эти, казалось бы, разные коллективы объединяло одно – искренняя любовь к своему творчеству и желание поделиться им как друг с другом, так и со зрителем. На следующий день в Ивановском музыкальном училище состоялся концерт хоровой музыки, посвященный 100­летию училища, с участием хора Патриаршего подворья усадьбы Свиблово (г. Москва), вокального ансамбля «Акварель» из Санкт­Петербурга и хора из Нижнего Новгорода.

14 сентября в Левитан­холле живописного города на Волге состоялось открытие юбилейного XXV фестиваля духовной музыки «Золотой Плес». Фестиваль собрал целый калейдоскоп талантливых коллективов: Детский хор Патриаршего подворья в усадьбе Свиблово (г. Москва), Академический хор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Народный коллектив России хор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (г. Москва), Хоровую капеллу мальчиков и юношей городского ДДЮТ, женский вокальный квинтет «Акварель», хор «Глория» Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, Митрополичий хор Преображенского кафедрального собора, камерный хор «Шереметев­Центра» ИГХТУ, мужской хор Барнаульской духовной семинарии и гостей из Рыбинска – камерный хор творческого объединения «Соколята». В каждом хоре чувствовался свой стиль, свой подход к произведениям. Детский и юношеский хор Патриаршего подворья усадьбы Свиблово представил свое осмысление церковных византийских традиций, показав зрителям, как исполняли духовные песнопения наши предки много веков назад. Участники Академического хора НГУ даже решили немножко «похулиганить», разнообразив традиционный церковный репертуар фестиваля своим переложением всем с детства знакомой песни «Мы бандито, гангстерито». А женский вокальный квинтет «Акварель» превращает свои акапельные выступления в сюжетные мини­спектакли, представляя давно знакомые зрителю классические произведения в новом качестве. На фестивале коллектив исполнил «Отче Наш», мини­спектакль на всем известную песню «Дорога на Берлин» и другие композиции.

«Мы рады видеть, что на «Золотом Плесе» духовные традиции хорового пения не просто продолжаются, а по­настоящему расцветают! Не может не поражать разброс самобытных талантливых коллективов, их разноплановость в пении, в творческом подходе. В то же время каждый коллектив находится на своем месте, у каждого участника «горят глаза», для него хор – это вся жизнь. Фестиваль оставил у нас необыкновенные впечатления, и мы искренне надеемся, что станем его постоянными гостями и еще не раз побываем в этих красивейших краях», – рассказали участницы квинтета.

О выборе пути, о духовных и хоровых традициях, и, конечно же, о прошедших золотых плесских днях мы поговорили с Евгением Бобровым.

Евгений Николаевич, в первую очередь хочется поздравить Вас с получением почетного звания заслуженного работника культуры. Придало ли это Вам новые творческие силы и вдохновение?

Вы знаете, в моем представлении официальные звания и награды вряд ли могут являться источником вдохновения или привносить в мой творческий путь какой­то особый смысл. Я не стесняюсь признаться в том, что в своем деле я не преследую цели принести пользу обществу или как­то «окультурить» его пространство. Я просто пытаюсь создать вокруг себя и своего коллектива ту творческую обстановку, от которой буду получать душевное удовлетворение. Поэтому, мне кажется, звание «заслуженного работника культуры» скорее имеет большее значение для хора «Шереметев­Центра», им это действительно нужно. Ну а для меня это лишь показатель некоего общественного признания, не более того, потому что в моем понимании главные награды приходят к нам по другим, невидимым каналам.

Почему Вы решили стать хормейстером, были для этого какие­то предпосылки?

Забавно вспомнить, что в детстве я почему­то хотел быть археологом (улыбается). Однако решающим обстоятельством в выборе моего профессионального пути стала встреча еще в юношеские годы с замечательным человеком и музыкантом Изабеллой Ивановой. Она сумела занести в мою душу любовь к хоровому искусству, и благодаря ей уже в 15 лет я знал, кем хочу быть, несмотря на понимание того, что выбранный путь обещает быть архисложным. Но благодаря тому запалу, который зажгла в моем сердце Изабелла Николаевна, я смог преодолеть все эти трудности. В этом и заключается важность вовремя сделанной культурной «прививки», именно поэтому я столь активно ратую за возрождение хорового творчества в школах.

Еще одним человеком, который сформировал меня как музыканта и дирижера, стал Лев Константинович Сивухин. Именно его яркий талант хормейстера раскрыл мой потенциал, и именно с ним я прошел первую колоссальную концертную гастрольную практику. Вообще, научиться профессии хормейстера до конца невозможно, ведь музыка развивается постоянно. Хормейстер должен улавливать эти веяния времени и осваивать новые композиторские языки, новые жанры, новые произведения.

Исходя из Вашего опыта, каких профессиональных качеств требует от человека овладение искусством профессии хормейстера?

В моем понимании хормейстер должен быть многофункциональной личностью и объединять в себе и дирижера, и педагога, и пастыря, и психолога. Для того чтобы объединить участников хора в один живой организм и достигнуть музыкального и творческого единогласия, дирижер в хоре должен быть властелином и главнокомандующим, а для этого, конечно, необходимо иметь немалую силу воли и убеждения.

Вот уже много лет хор продолжает держать достойный уровень и является гордостью нашего региона. В чем секрет успеха?

Я не люблю слово «успех» и выбранный в нашем современном обществе вектор с ориентацией на успешность. Мы не успешные, мы счастливые. И наше счастье заключается в радости сотворчества и общения с интересным миром музыки и теми талантливыми людьми, которые собираются вокруг него. В этом и есть залог нашего долголетия.

Какие впечатления оставили у вас Александро­Невский Хоровой Собор и XXV хоровой фестиваль «Золотой Плес»?

Эти проекты стали для меня и хора «Шереметев Центр» своеобразной творческой лабораторией, где мы открыли для себя много новых удивительных исполнителей, музыкантов и композиторов, общались с ними, учились у них. Если говорить об Александро­Невском Хоровом Соборе, то сегодня это фестивальное движение имеет все перспективы к дальнейшему расширению, и сейчас мы работаем над тем, чтобы провести новое певческое собрание в Алтайском крае. Благодаря этим фестивалям именно здесь и сейчас поднимаются далеко не праздные вопросы. С одной стороны, мы видим такие сохранившиеся качественные образцы камерных хоров, как коллектив из Нижнего Новгорода, чтящий традиции, заложенные еще Львом Сивухиным, как сохраняющий традиции древнерусского пения ансамбль «Сирин», как молодые певцы из Нижегородского университета и города Рыбинска... Но в целом ситуация если не катастрофическая, то очень близкая к этому. На фестивале­смотре школьных хоров «Молодые голоса» из 260 ивановских школ к нам приехало только 10. Для меня это – еще один сигнал к тому, что нужно принимать какие­то кардинальные меры, потому что если не заняться этой проблемой сейчас, то завтра будет уже поздно. Мы рискуем потерять колоссальное национальное достояние, каким является хоровое искусство, и прийти к безмолвному обществу. Ведь для того чтобы лишить людей Родины и государства, не нужны атомные бомбы и диверсии, достаточно просто отлучить их от их культуры. Потому и наши сегодняшние задачи заключаются не столько в развитии, сколько в сохранении жанра хорового пения, ведь именно в нем пока еще теплится душа русского православного народа.

На финальном гала­концерте, состоявшемся 15 сентября, руководитель Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Светлана Шмелева и митрополит Иваново­Вознесенский и Вичугский Иосиф вручили всем коллективам и организаторам фестиваля памятные медали и дипломы участников XXV хорового фестиваля духовной музыки «Золотой Плес».

Сегодня Александро­Невский Хоровой Собор начинает приобретать более масштабное значение и предстает перед нами уже не просто фестивалем, а целым фестивальным движением.

Фестиваль «Золотой Плес» имеет очень мощный воспитательный потенциал и дает возможность приобщиться к православным истокам духовной и певческой культуры. Во время исполнения ансамблем «Сирин» произведения «Благодатный дом» все коллективы, не договариваясь между собой, по велению души, начали подхватывать слова. В этот миг в Левитан­холле не было отдельных хоров, все участники фестиваля объединились в одно большое грандиозное поющее братство. А это значит, что цепь времен никогда не прерывалась, и мы видим духовный подъем России, ощущаем связь с нашими корнями и традициями предков.

А. Уланова

Яндекс.Метрика