| ||||
Это удивительное чувство, когда почти из небытия вдруг всплывают стихот- ворные строчки, хранящиеся где-то на задворках памяти. Полузабытые тексты вызывают ностальгирующее чувство того времени, когда они впервые по- пались на глаза, а теперь, спустя годы, их открываешь заново. 11 октября в зале «Классика» режиссер и актер Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Михаил Черняк представил свой литературно-музыкальный моноспектакль «Золото серебряного века». Может, кому-то покажется излишне самонадеянным такое название – как из плеяды талантливых поэтов и писателей начала 20 века выбрать самых лучших? В спектакль Михаил Черняк включил свои любимые произведения этого литературного периода. Это его «золото» серебряного века. По словам режиссера, подобно театру, в котором есть две маски - грустная и смешная, серебряный век так же делится на эти части. И первое отделение спектакля было посвящено маске веселой. Зрители от души смеялись над стихотворными анекдотами Н. Агнивцева. А во время исполнения стихотворения «Мак и сер- жанты» Михаил Черняк затеял с залом игру, подобно той, которую устраивал сам Николай Агнивцев в кабаре «Бродячая собака», когда рассказывал этот анекдот. Перед развязкой он останавливал повествование и спрашивал: как же поступил третий герой анекдота? Получал различные ответы, затем заканчивал: "Ах, сударыня, при даме – рассказать нельзя никак. Коль узнать хотите – сами в поле рвать идите мак". Думаю, коллекция ответов, собранная М. Черняком при рассказе этого анекдота, пополнилась остроумными ответами наших зрителей. От легких и комичных стихов Н. Агнивцева и прозы А. Аверченко актер перешел к едкой сатире Саши Черного, а второе отделение началось с философской, драматической поэзии А. Блока, стихов В. Набокова и Н. Гумилева. Спектакль сопровождался музыкой молодого композитора Петра Корягина, она точно соответствовала настроению исполняемых произведений. За роялем был сам автор. Зрители очень тепло приняли спектакль. Многие открыли неизвестные им имена серебряного века или по-новому услышали знакомые стихи. После спектакля мы беседовали с Михаилом Черняком о театре, его творческих работах, будущих спектаклях, современной драматургии. «Золото серебряного века» – это не единственный моноспектакль в репертуаре артиста. Есть еще «Мистер Твен – только для взрослых» и «В полночный час, в эпоху Возрожденья», а моноспектакль «Анекдоты 20 века» перекликается со спектаклем, привезенным в Иваново. В него вошли произведения тех же Агнивцева, Аверченко, а также Виктора Конецкого – уже не представителя серебряного века, а, скорее, нашего современника – капитана дальнего плавания, писателя, соавтора сценариев к фильмам «Тридцать три», «Путь к причалу», «Полосатый рейс». Моноспектакли М. Черняка имеют целый ряд призов на международных и всероссийских фестивалях.
Михаил поделился, что его интерес к моноспектаклям не утрачен. Он продолжается в работе над новой формой так называемого «чтения с листа»: когда актер ничего не разыгрывает на сцене, а читает с листа литературное произведение без участия мимики, движений, жестов. Зритель только слышит его голос и сопровождающую выступление музыку. Таким задуман, например, спектакль по рассказам К. Паустовского «Все тише музыка печали, все громче музыка любви», в который войдут музыкальные произведения Чайковского, Моцарта, Грига. Это, по определению Михаила, настоящий литературный театр. Михаил Черняк – режиссер, актер театра, киноактер, мастер дубляжа, радиоведущий. Ему трудно выделить из этих направлений главное. Как и многие другие артисты, он использует каждую возможность быть востребованным. В 1989 г. он поступает в труппу Молодежного театра на Фонтанке в качестве актера, а с 1991 г. работает как режиссер-постановщик. Молодежный театр начинает свою историю в 1974 г. Он открылся в театре имени Ленсовета, и в его состав входили выпускники курса режиссера И. Владимирова. Тогда он и получил название «Молодежный» (сейчас свое название театр сохраняет по традиции: в труппу входят не только молодые актеры, а спектакли адресованы зрителям всех возрастов). Новый Молодежный театр открылся в 1980 г. на Фонтанке. В репертуар тех лет входили инсценировки по прозе современных писателей. Говоря о современных авторах, приходится констатировать, что сегодня литература не может похвастаться какими-то яркими талантами. Среди новых имен Михаил вспоминает питерского драматурга Владимира Бочанова, пьесы которого ему интересно было бы поставить. Но, по большому счету, режиссер не видит проблемы в отсутствии новых авторов при такой сокровищнице мировой литературы. Главное, чтобы созданный спектакль стал художественным явлением, а материал может быть из любого времени. Если в начале 1980-х годов спектакли Молодежного театра носили остропублицистический характер, то с приходом в 1989 г. главного режиссера Семена Спивака спектакли обрели особое лирическое мироощущение, доверительную интонацию. Михаил Черняк приглашал ивановского зрителя оценить яркую художественную форму, изысканную образность, выразительность постановок, насладиться талантливой игрой актеров, посмотрев спектакли Молодежного театра на Фонтанке: «Касатка» (он наиболее точно отражает концепцию театра), «Три сестры» (если достанете билеты на него!), «Лев зимой», «Стакан воды» и «Школа налогоплательщиков» (драма и две искрометные комедии, поставленные М. Черняком). Выступление питерского артиста порадовало и взволновало гостей «Классики»: кто-то впервые увидел такую форму театрального действа, как моноспектакль, кому-то пришлось по душе живое общение актера со зрителями во время спектакля. Но все без исключения получили удовольствие от возможности соприкоснуться сразу с драматургией, литературой и музыкой в одном спектакле и знакомства с Петербургским Молодежным театром на Фонтанке.
А. Турканова
|