| ||||
Эмоция в каждом мускуле лица, воздушность рук, гибкость тела... В них читается труд, усилия ума и сердца. Пианист, играющий так неподдельно, откровенно, будто он наедине с роялем ведет свой неспешный разговор – особый полет для зрителя, особые ощущения на концерте. Наблюдая за этим из второго ряда, боишься шелохнуться, чтобы не нарушить этот баланс. 8 ноября необычный музыкальный подарок привез в «Классику» пианист Римантас Винграс, биография которого тоже необычна: родился в Литве, живет в Англии, а всей душой любит Россию...
Выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Римантас Винграс много внимания уделяет русской музыке и русской культуре. Эту любовь и неподдельный интерес к России в полной мере ощутили пришедшие на концерт. Отыграв сонату для фортепиано Ля мажор Ф. Шуберта, занявшую первое отделение, Римантас обратился к своему любимому композитору Александру Скрябину, его 24 прелюдии для фортепиано прозвучали после небольшого антракта. Примечательно, что музыкальное наследие композитора интересует Римантаса не только с позиции исполнительского искусства, но и рассматривается им в плане философского содержания. Так, творчество Скрябина, по мнению мастера, неразрывно связано с поэзией Юргиса Балтрушайтиса. С докладами на эту тему Римантас Винграс выступал на научных конференциях в США и Великобритании, а также был инициатором конференции в Литве «Александр Скрябин и Юргис Балтрушайтис – Прометеи ХХ века». Римантас выступал с концертами в Германии, Швейцарии, Великобритании, США, Литве. Наш зритель был покорен... Уже стихли аплодисменты и были розданы многочисленные автографы, а Римантаса все еще не отпускали зрители. Прямо в зале завязался разговор между музыкантом и поклонниками его таланта. Поприбалтийски внешне сдержанный и строгий Римантас оказался приветливым, обаятельным и интересным собеседником. Разговор касался самых различных тем: от аспектов различных трактовок творчества композиторов до личных впечатлений маэстро от жизни в Лондоне. В ходе такой непринужденной беседы Римантас ответил и на наши вопросы. Как возникла идея выступить с концертом в Иванове? – Это интересная история. В Англию приехали кинематографисты снимать фильм о русском композиторе и пианисте Николае Метнере. С членами съемочной группы работал Михаил Никешичев – мой учитель по Московской консерватории. – Михаил Валерьевич и познакомил нас, – в разговор включился Александр Иванников. – Он рассказал о Римантасе и предложил пригласить этого замечательного пианиста к нам с концертом. – А я узнал таким образом о творческом объединении «Классика», о сотрудничестве моего друга и учителя с ним. И по приглашению Александра Ивановича я оказался здесь. Каковы Ваши впечатления от игры на рояле Steinway? Непростой инструмент. Потребовал некоторой адаптации к нему. Но звучание просто потрясающее. Вдобавок меня поддерживает зал, поэтому от выступления получил истинное удовольствие. Зная историю рояля, Римантас выразил свое восхищение людьми, которые спасли от гибели и восстановили уникальный инструмент. В Вашей частной фортепианной студии учатся в том числе дети русских семей, проживающих в Лондоне. Расскажите о Ваших учениках. Основная масса учеников – русские дети. Их родители из России, они не оторвались от своих корней и не все принимают в лондонской жизни. В России остались их родственники, и ребята, постоянно проживая в Англии, бывают в России на каникулах. Русские дети отличаются от английских? Да, конечно. Русские, например, более эрудированны. Если спросить маленькую девочку о балете, и она назовет героев «Щелкунчика», расскажет о Маленьких лебедях, то она точно русская. Среди учеников много увлеченных, способных, талантливых ребят. Уже знаю, кто из них продолжит обучение в школе «Персел». Это школа в Великобритании для музыкально одаренных детей. Говоря о студии в целом, я рад, что могу передать молодому поколению не только умение и навыки игры, но и свое восприятие, музыкальный вкус, что не менее важно для формирования настоящих музыкантов.
А. Турканова |