| ||||
В окружении светлых праздников - Рождества, наступившего Нового года, святочной недели, приближающегося Крещения проходили первые рабочие дни 2014 года. Настоящими подарками для поклонников творческого объединения «Классика» стали в эти дни открытие фотовыставки А.И. Иванникова, концерт пианиста А. Писарева, а в конце недели зрителей ждала встреча с документальным кино.
17 января в киноклубе «Золотой Витязь» состоялся показ фильма режиссера Алексея Погребного «Искусство на кончиках пальцев» (2011 г.). Основная тема творчества А. Погребного связана с российской глубинкой и простыми, внешне ничем не примечательными людьми. Режиссер находит в своих героях ту внутреннюю силу, которая помогает им выживать в самых сложных обстоятельствах. «В глубинке очень много «непоказных» людей. Но их жизнь наполнена высоким смыслом. Это не просто «чудики», это люди со своей судьбой, с неординарными характерами». Так, например, фильм «Извините, что живу…», получивший в 2002 г. приз фестиваля документального кино «Флаэртиана», - история женщины – инвалида от рождения, которая не только нашла в себе силы получить достойное образование, растить сына, но и активно бороться на возрождение своей малой родины. Герой фильма «Искусство на кончиках пальцев», представленного на очередном заседании «Золотого Витязя», - выдающийся художник-аниматор Александр Петров. Конечно, «ничем не примечательным» лауреата премии «Оскар» не назовешь. Но по своему духу, мировоззрению художник близок другим героям А. Погребного. Творчество Александра Петрова знакомо широкому зрителю по мультфильмам «Воробьишко», «Потерялся слон», «Марафон» и др. лент 1980-х гг., в которых А. Петров работал как художник-мультипликатор. Первым фильмом, где он выступил в качестве режиссера, художника-постановщика и автора сценария, была его дипломная работа «Корова» по рассказу А. Платонова. Затем были сняты «Сон смешного человека» по Достоевскому, «Русалка» и «Моя любовь» - номинанты «Оскара» и, конечно, знаменитый фильм «Старик и море», получивший премию «Оскар». Особенностью творчества художника-аниматора А. Петрова является невероятно сложная техника «ожившей живописи». Он рисует пальцами на стекле и лишь в исключительных случаях использует кисточки. Сам Александр Петров рассказывает об этапах своей работы так: «Мы снимаем одну фазу движения персонажа, а затем стираем его и рисуем следующую. Фон остаётся неподвижным, как декорации в театре. Но если нужно, скажем, как в «Старике и море», передать движение океана, фон тоже приходится рисовать каждый раз заново». Таким образом, для одной минуты фильма необходимо нарисовать более тысячи картинок. Чтобы создать «Старик и море» художнику потребовалось 30 месяцев напряженного труда. В 2000 г. этот мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар». Получение такой награды не только дает всемирную известность, но и сулит большие перспективы и в творческом, и в материальном плане. Александр Петров не раз получал выгодные предложения за рубежом. Но только в родном Ярославле он чувствует себя дома. Здесь он создал свою студию, воспитал первых учеников. Именно в Ярославле снимался фильм А. Погребного «Искусство на кончиках пальцев». «Когда я увидел, как он легкими движениями пальцев создавал потрясающие рисунки на стекле, тогда и возникла идея сделать фильм о выдающемся мастере», - признавался режиссер. Художника А. Петрова зрители видят за работой над новой лентой в его студии, на мастер-классе, а также в кругу семьи. Он рассказывает о своем творчестве, делится мыслями о полученной престижной награде и возможности работать за границей, вспоминает свою малую родину – село Пречистое Ярославской области, куда он приезжает вместе с сыном. После просмотра фильма, как всегда, следовало обсуждение. Если масштаб творческой личности мастера, его талант бесспорно были признаны всеми зрителями киноклуба, то сам фильм вызвал их неоднозначную реакцию. Прозвучали критические замечания в адрес создателей фильма от профессионального режиссера, присутствовавшей на заседании, которые касались композиции и выразительности фильма. Другие участники обсуждения отметили, что в картине не хватает пояснений происходящего в картине: закадровый текст или титры сняли необходимость зрителя постоянно задумываться о том, кого они видят на экране, где происходит действие. С таким мнением согласилась режиссер, что показательно: у киноклуба «Золотой Витязь» думающий, проницательный зритель. Такое обсуждение показало, что интерес участников «Золотого Витязя» к российскому кино неподделен. Зрители с удовольствием знакомятся с современными документальными и художественными лентами и готовы давать им оценку. Чем больше разных точек зрения, пусть и не всегда восторженных, тем интереснее дискуссии и сами заседания киноклуба.
А. Турканова |