TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

16

05/2014

Такая многоликая гитара...

Наверное, одним из самых распространенных и популярных инструментов в современном мире является гитара. Ее звуки слышны и с больших концертных площадок, и в компаниях у костра. Мы знаем различные виды гитар, а также разные стили гитарной музыки. Возможности этого инструмента поражают. Ему подвластно любое музыкальное направление.

Уже второй раз в Московском международном доме музыки проводится фестиваль «Гитара. От классики до рока» (первый фестиваль состоялся в декабре 2012 г., второй – в феврале 2014 г.), который собрал гитаристов многих направлений – классика, рок, фламенко, русская семиструнная гитара, барочная гитара, фингерстайл и блюз. Необычность этого фестиваля заключается в том, что, как правило, гитарные фестивали посвящены какому-либо одному музыкальному направлению. Здесь же зрители получили уникальную возможность услышать музыкантов, играющих не только на совершенно разных видах гитар, но и в различных жанрах, стилях. Участниками этого фестиваля были Евгений Филькенштейн (выдающийся классический гитарист), Андрей Чернышов (руководитель ансамбля старинной музыки Cantovivo) и Дмитрий Малолетов (гитарист, владеющий необычной техникой игры на электрогитаре «двуручным независимым теппингом»).

Эти три гитариста привезли в Иваново программу «От классики до рока», с которой выступили в концертном зале «Классика» 28 апреля. Эволюцию гитары от лютни до электрогитары представили музыканты в концерте. Открыл программу Евгений Филькенштейн сюитой французского композитора 17 – 18 веков А. Форкре. Евгений, уже появлявшийся на сцене «Классики», запомнился зрителям живым, блестящим выступлением. В этот раз он знакомил зрителей с классическим направлением гитарной музыки. Андрей Чернышов, знакомый зрителям «Классики» по концертам старинной музыки, представлял лютню и барочную гитару, исполняя произведения композиторов 16 – 17 веков Дзамбони, Ланди. Песни эпохи Возрождения и барокко, исполненные Андреем на староанглийском языке, неизменно производят впечатление на слушателей, погружая их в те далекие времена, когда были написаны эти сочинения.

Резкая смена эпох, музыкальных направлений последовала в концерте, когда вслед за Андреем Чернышовым на сцену вышел Дмитрий Малолетов. Электрогитара, с которой выступал Дмитрий, – инструмент, появившийся в середине 20 века. Музыкант ярко продемонстрировал возможности «фортепианной» техники игры: «двуручным независимым теппингом» обладают в мире всего несколько человек. Если в первом отделении концерта каждый из гитаристов представлял определенное музыкальное направление, то во втором отделении наряду с сольным исполнением музыканты выступили в дуэте и трио. Так, Андрей Чернышов вместе с Евгением Филькенштейном сыграли пьесу композитора 16 века Д. Доуленда для двух исполнителей на одной лютне. А специально для состава их концерта Дмитрий Малолетов написал «Трио для Магадана» (по названию города, в котором впервые прозвучала данная композиция).

Неотъемлемой частью концерта было живое общение с залом. Музыканты не только всерьез говорили о музыке, которую исполняли, но и с долей юмора комментировали свои выступления, вспоминали забавные эпизоды. Так же интересно прошло интервью с музыкантами. Разговор коснулся московского фестиваля «Гитара: от классики до рока», идея которого воплотилась в создании программы, с которой выступили гитаристы.

Евгений Финкельштейн: Гитара имеет много разных фестивалей, но никогда до этого не объединяла столь разные направления музыки. Фестиваль прошел с огромным успехом, в каждом концерте фестиваля встречалась гитара классическая, электрогитара, лютня, и публика могла услышать все многообразие гитарной музыки. Нам показалось интересно после фестиваля его идею выразить в одном концерте.

Дмитрий Малолетов: Идея фестиваля возникла у Евгения, он продюсировал его. И когда мы в перерывах общались, возникла задумка полуторачасовой программы. Я сразу поверил в эту идею. Гитара в любой культурной среде занимает свое место, будь то испанское фламенко или русский романс, американский блюз или шотландская песня. Те композиции, которые мы начали играть вместе, показывают всю эволюцию гитары от 15 – 16 века до 20. Кроме того, в таком концерте мы хотели подчеркнуть взаимоуважение музыкальных направлений: рок-музыканты с огромным уважением относятся к классическим гитаристам, классические гитаристы внимательно наблюдают за рок-экспериментами. Поэтому нам интересен был и опыт обмена.

У каждого музыкального направления есть свой зритель. Не было опасений, что он не воспримет такого смешения стилей?

Андрей Чернышов: Даже после проведения фестиваля было очень много скептиков и среди академических музыкантов, и исполняющих старинную музыку, высказывали сомнения, что когда будут, например, играть рок, любители классической музыки будут отключаться. Но страхи не оправдались. Получилось новое, свежее, живое.

Евгений Финкельштейн: Публика на наших концертах смешивается. И это здорово, когда, например, любители классической гитары почувствуют все богатство электрогитары. Люди открывают для себя то, что раньше не знали.

Дмитрий Малолетов: Наш концерт построен так, что мы играем блоками, чередуясь. Мы резко меняем формат, переключаем из одной эпохи в другую, и это помогает построить концерт интересно. И действительно, именно разнообразие стилей и жанров в сочетании с безукоризненным исполнительским мастерством привлекло многих зрителей в концерте, а также они смогли получить не только прекрасное настроение, но и новые знания о музыке и гитаре.

А. Турканова

Яндекс.Метрика