| ||||
Серия текстильных панно. Работы выполнены из хлопчатобумажных тканей фабрики БИМ (Большая Ивановская Мануфактура) по рисункам Заслуженного художника России В.А. Колесова (1947-2013).
В творческом объединении «Классика» 4 сентября 2013 года открылась выставка «Красота. Заслуженный художник России Владимир Колесов (1947-2013)». Об открытии этой выставки мне подробно рассказала в телефонном разговоре Луиза Петровна Каморкина – Заслуженный работник культуры России. Я пошла посмотреть выставку с интересом и слезами, т.к. сам художник не дожил три месяца до своей первой персональной выставки, к которой он готовился. На выставке с левой стороны я прочитала текстовой материал. Особенно врезались в память выражения: «…в массовом фабричном производстве тканей художник обезличен», … «покупатель, приобретая ткань, не думает о художнике», … «помог подготовить эту выставку художник Вячеслав Сергеевич Поюров». С правой стороны начиналась экспозиция из десяти тканей в двухметровую высоту, так в былые времена висели ткани в магазинах. Первая ткань сатин – сирень в букетах на тёмно-синем фоне, а у меня есть такая же на тёмно-зелёном фоне. Десятая ткань бордовая с бисерно проработанным рисунком, у меня она тоже есть. Из такой ткани я кроила полосы шириной 5 см, 4 см и, добавляя другие ткани, шила узорные квадраты. Когда я покупала ткань в магазине, рисунок не рассмотрела. Кроила и шила, видела только бисер и стилизованные женские фигуры. Далее на выставке висел красный крок «Крест». Посмотрев на выставке ткани и кроки, я узнала знакомые мне рисунки: огурцы, рябину, мальвину, сирень, крест и др. Вот он какой, Колесов Владимир Александрович! Через слёзы утраты – к прозрению. Внутри меня созрела мысль: у меня же есть ткани В.А. Колесова, сохранить, что осталось, и сделать лоскутную работу его памяти. Я написала отзыв. На эту выставку я ходила ещё два раза, опять смотрела все экспонаты, беседовала с Верой Васильевной Коровиной, куратором галереи «Классика», Заслуженным работником культуры России, смотрела фильм о В.А. Колесове. Потом по Ивановскому радио слышала репортаж об этой выставке. Заслуженный художник России В.А. Колесов работал на фабрике БИМ (Большая Ивановская Мануфактура). Я начала заниматься лоскутным шитьём в 1994 году и постоянно покупала ткани в магазине при фабрике БИМ. Вначале я покупала всё, что понравится, по одному метру, надеясь, что пригодится. Потом стала шить крупные вещи: одеяла, покрывала – для них покупала по 2,5 метра, по 7 и 10 метров для подкладки к изделиям. В настоящее время покупаю ткани в других магазинах очень избирательно, под конкретную работу. Дома я подготовила образцы тканей к определению. Я нарезала имеющиеся у меня ткани 5х20 см, т.е. в полосы. Нарезанные полосы разложила по цветам, связала с одного конца, другой конец оставила свободным для просмотра. 5 октября 2013 года я работала в Музее ситца у Зои Александровны Кусковской. Определяла свои ткани по альбомам «Выклейки образцов фабрики БИМ». На каждом листе по шесть образцов тканей 8х11 см. Открывая новую страницу альбома, глаза сразу ловили знакомые ткани, которые у меня есть. И было желание, чтобы это непременно были ткани В.А. Колесова. Прочитав авторов и разочаровавшись, начинала изучать новый лист. Очень рада была, когда встречались ткани В.А. Колесова. Зоя Александровна Кусковская посоветовала записывать номер тканей и год их выпуска для того, чтобы уточнять, сверять. Жизнь мне не раз давала урок – «Делай дело, а хорошие люди помогут!» Какие-то у меня с собой были образцы тканей, я их определила, какие-то были дома, я их не принесла, а сделала письменное описание, какие-то ткани зарисовала. Так для себя я открыла 40 тканей по рисункам В.А. Колесова. Решила сделать себе картотеку. На ватманской бумаге 14х12 см я сделала карточки, написала Ф.И.О. автора тканей, номер ткани и год выпуска. Приклеила образцы тканей 10х10 см. Муж, увидев картотеку, спросил: «Откуда у тебя эти открытки?» Все, кто видел мою картотеку, воспринимали её как набор открыток. Дома у меня разложены ткани по цветам, теперь мне предстояло перебрать всё и найти ткани В.А. Колесова. 13 октября работала опять в Музее ситца, сверяла картотеку. В книгах «Выклейки образцов тканей БИМ» ткани идут без названий. Я всегда сама для себя все ткани называла: «Сирень», «Черёмуха», «Грибы», «Огурцы», «Кленовые листья» и т.д. Рисунок «Кленовые листья» идёт в пяти видах, отличаясь по размеру, цвету. У меня в наличии два вида «Кленовых листьев» с более мелким рисунком. В рисунках прослеживается почерк художника, узнаваемые огурцы. Есть рисунки наиболее сложные из новых элементов и уже ранее использованных. Прослеживаются темы цветочные, спортивные, грибные, деревья, лошади, детская тема, геометрический орнамент, пейзаж, гжель, лоскутные. В последние годы работы фабрики рисунки шли по белоземельке, вероятно, не было красителей и был такой заказ художникам. Ткани последних лет были разряжённые, низкого качества. Художник делает рисунок с полной самоотдачей, а ткань выпускают низкого качества. Это конечно ранит сердце и душу. Пережить крушение фабрики БИМ – это тоже сильный удар. Фабрика БИМ закрылась в 2008 году. У меня оказалось 40 тканей по рисункам В.А. Колесова, а некоторые ткани были в разных колоритах. Так белоземелька «дубки» (моё название) имеется в девяти цветах, общее количество тканей составило 76 образцов. Я поняла, что обладаю уникальной коллекцией тканей с 1976 – 2006 годы. Рассмотрев все отобранные ткани, я решила подарить 11 видов Музею ситца (см. приложение № 1). Это были отрезы тканей по 2,5 метра, каких тканей было мало по 1 метру, меньшего размера музей ткани не принимает. Из оставшихся у меня тканей я решила не одну работу сшить, а 24. Руководствуясь тем, что` есть – сохранить и оформить текстильные панно с элементами лоскутного шитья. Я сшила 10 панно 40х60 см: «Букет сирени», «Олимпиада 80», «Черёмуха», «Фиалки», «Рябина», «Дубки», «Георгины», «Цветущий лужок», «Лоскутки», «Красота». А так же я сшила 12 панно 60х80 см: «Сирень», «Рушник», «Море», «Гжель», «Крейзи», «Мальвина», «Лилии», «Круги», «Кленовые листья», «Погост», «Цветочный аромат», «Тюльпаны». В каждой работе я брала одну ткань за основу, всматривалась, дополняла её другими тканями, не затмив доминанту. В процессе работы возникали образы, названия, решения лоскутных вкраплений. Работа в лоскутной технике шитья предусматривает использование не только лицевой стороны ткани, но и изнаночной. Таким образом, обогащается цветовая палитра работ. Панно «Русь» 115х115 см собрано полностью в лоскутной технике из полос, здесь нет доминирующей ткани, а все равноценные от тёмно-коричневых до белоземельки. Работа построена на контрастах. Ширину полос и размер квадратов диктуют рисунки плательных тканей. Панно «Классика» 100х100 см сшито классическим способом из квадратов, состоящих из 4-х треугольников. Узорных квадратов 100, треугольников 400 шт. Основные ткани синие, красные, белые. Работа построена на контрастах в русских народных традициях. Эта работа отличается ручной стёжкой. Текстильные панно изделия трёхслойные. Верхний слой – лицевой. Изнанка работы – подкладочная ткань. Между двумя слоями ткани синтепон плотностью 150. У всех изделий верх и подкладка сшиты только из тканей по рисункам В.А. Колосова, для достижения полной гармонии. Все три слоя изделия соединены с помощью стёжки. Стёжка выполнена меланжированными шёлковыми нитками, она обогащает фактуру и создаёт рельефность. Использование художественной машинной стёжки увеличило динамику выполнения 23-х работ. Создание коллекции работ «Посвящение В.А. Колесову» для меня было интересно, увлекательно. Работа завершилась к године художника. Работы выполнялись с любовью, радостью и благодарностью к Заслуженному художнику России Владимиру Александровичу Колесову. Благодарю Веру Васильевну Коровину за постоянную поддержку, интерес к создаваемой коллекции.
Бабашова Н.Е. |