| ||||
Молодой и талантливый саксофонист Сергей Колесов запомнился ивановским зрителям яркими выступлениями на сцене «Классика». Первое знакомство с ним произошло три года назад, когда музыкант для многих слушателей «открыл» саксофон, продемонстрировав уникальные возможности этого инструмента и разрушив принятые стереотипы о нем как лишь о джазовом. Второй концерт Сергея Колесова в «Классике» усилил впечатления о мастерстве исполнителя. Сергей удивил и поразил аудиторию новыми «находками», насыщенными красками игры. Поэтому очередная встреча с музыкантом была без преувеличения долгожданной.
Лауреат международных конкурсов, обладатель гран-при самого престижного Международного конкурса саксофонистов имени А. Сакса Сергей Колесов 10 декабря представил ивановцам новую программу с броским названием Sax Evolution, посвященнную 200-летнему юбилею изобретателя саксофона Адольфа Сакса. Идея концертной программы заявлена в самом ее названии – представить музыку, исполняемую на саксофоне, в историческом срезе: с XIX века, когда только саксофон появился, до наших дней; как саксофон постепенно входил в музыкальный мир, как его возможности использовали исполнители разных времен. От «Веницианского карнавала» Ж. Демерссмана до Oblivion А. Пьяццоллы и Aria Tristia С. Плеханова – шаг за шагом, одно сочинение за другим представлял Сергей Колесов в «эволюции саксофона». Прозвучала музыка, написанная специально для саксофона, а также транскрипции и переложения для этого инструмента. Саксофон в концертах Сергея Колесова неизменно дополняет партия фортепиано в исполнении Елены Гриневич. Этому дуэту уже более 10 лет. Он сложился в 2003 году в классе основателя русской школы саксофона Маргариты Шапошниковой в Российской академии музыки имени Гнесиных. Насколько музыканты чувствуют и понимают друг друга с полутона, убедились зрители во время концерта. Необыкновенная гармония двух инструментов, вдохновенное исполнение музыкантов завораживающе действовало на слушателей. Тому свидетельствовала звенящая тишина, повисающая в зале между последними сыгранными аккордами и взрывом аплодисментов. Сергей Колесов сопровождал свое выступление интересными комментариями, что придавало концерту особенную теплую, почти домашнюю атмосферу. Он рассказал о привезенном с собой на гастроли уникальном саксофоне начала XX века (ровеснике рояля Steinway) фабрики Selmer Paris, наследника знаменитой фабрики бельгийского мастера Адольфа Сакса. О саксофоне и удивительной музыке, которая исполняется на этом инструменте, мы беседовали с Сергеем Колесовым перед концертом. Сегодняшний концерт связан с именем изобретателя саксофона Адольфа Сакса. Интересно было бы узнать, как он создавал свой инструмент и чем примечателен саксофон в ряду других музыкальных инструментов? На момент появления саксофона уже давно существовали так называемые характерные инструменты симфонического оркестра, за каждым из которых закрепилось определенное звучание. Адольф Сакс, создавая свой инструмент, хотел добиться в нем нового звучания. Мундштук от бас-кларнета он присоединил к медному инструменту – получился новый тембр, который сочетал в себе звук как деревянных духовых инструментов, так и медных. Так появился саксофон. Этот инструмент может звучать как кларнет или валторна, гобой и даже как виолончель или скрипка. В то же время саксофон по звучанию не перепутать ни с каким другим инструментом. Он может передавать совершенно разное настроение. У него богатейшая палитра красок. Это, кстати, главная причина, почему саксофон не прижился в оркестре – он плохо сочетается с другими инструментами. А если и присутствует, то, как правило, в качестве соло, а не части гармонии, которая исполняется несколькими инструментами. Многие из произведений, исполняемых на саксофоне, представляют собой транскрипции и переложения. Композиторы уделяли недостаточное внимание саксофону? Мне очень жаль, что такой инструмент появился достаточно поздно, так же как и фундаментальная школа для него. Это сейчас известно о его поистине безграничных возможностях. А в начале – середине XX века этот инструмент использовали довольно робко. Сейчас, когда саксофон «на первых ролях», композиторов уровня Прокофьева, Шостаковича уже нет или пока еще нет. В связи с этим для саксофона создаются транскрипции и переложения. В программу сегодняшнего выступления, например, включена бурлеска Шостаковича из его скрипичного концерта. Вы сказали, что великие композиторы остались в прошлом. А кто из современных авторов, на Ваш взгляд, является если не великим, то хотя бы достойным? На мой взгляд, композиторская школа сейчас оторвалась от своих корней и ушла в сторону авангарда. А авангард на сегодняшний день представляет собой несколько элитарное искусство и часто далек от слушателей. У этой музыки, безусловно, современный язык, но она должна иметь в своей основе опыт своих предшественников. То есть композитор должен досконально изучить музыку всех времен, композиторов и только потом прийти к собственному стилю. На мой взгляд, нынешние композиторы не проходят этого этапа и пишут музыку «с чистого листа». Существует даже такое мнение, что возможности традиционной музыки исчерпаны и нужно сейчас изобретать что-то новое. Это не так. К счастью, есть авторы, которые пишут в традиционной технике очень красивую музыку. Такова, например, «Пушистая птица» Такаши Йошимацу. Этот композитор доказывает, что классическая красивая музыка себя не исчерпала. Музыка Эдисона Денисова хоть и считается авангардом, но в ней чувствуется яркий, индивидуальный стиль, и она несет в себе красоту и глубокую идею (Соната для саксофона и фортепиано Э. Денисова, исполненная в концерте, произвела на слушателей особое впечатление, так как музыканты представили настоящую феерию звуков. – прим. автора). Мне всегда хочется иметь в своем репертуаре музыку на все времена.
Аккорды «Танца с саблями» А. Хачатуряна завершили концерт и утонули в море оваций и криках «браво». Зрители еще долго не отпускали музыкантов со сцены, аплодируя им стоя. После неимоверной отдачи на концерте (а энергетика артистов всегда передается в зал) Сергей Колесов за кулисами общался со зрителями и запомнился им и как талантливый музыкант, и как доброжелательный, интересный собеседник.
А. Турканова |