| ||||
22 мая в камерном зале «Классика» состоялся концерт Натальи Гринес (фортепиано) и Елены Корженевич (скрипка). Это был приятный подарок всем ценителям классической музыки.
«Навстречу XV Международному конкурсу имени П.И. Чайковского» - так называлась программа концерта. А все дело в том, что Елена Корженевич участвует в этом международном конкурсе, и поэтому музыканты решили сделать программу, которая будет совпадать с той, которую Елена будет исполнять на нем. «Это своего рода генеральная репетиция, если конечно, так можно назвать, потому что каждый концерт отдельно стоящая глыба», - сказала она. Настоящей громадой, монолитом стал концерт Елены и Натальи. Акцент был сделан на скрипичные партии. Вальс-скерцо П.И. Чайковского, каприсы Н. Паганини, чакона Баха поразили зрителей выразительностью исполнения. Глубокое впечатление оставила Соната для скрипки соло выдающегося композитора XX века Гражины Бацевич. С помощью богатой звуковой палитры Елена передала весь спектр эмоций этого сочинения – от нежной лирики до напряженного драматизма. Кроме того, произведения были подобраны так, чтобы ярче раскрывались все грани исполнительского мастерства Не менее впечатляющим было дуэтное выступление. Исполняя сочинений М. Равеля, Й. Брамса, Э. Изаи, музыканты продемонстрировали высокий уровень мастерства. Завершила выступление дуэта концертная фантазия И. Фролова на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс», в которой ярко, насыщенно и образно предстали все лучшие моменты этой оперы. По окончании концерта зрители долго аплодировали музыкантам стоя, выражая признание таланта и мастерства и благодарность за доставленное удовольствие от великолепной игры. Наталья Гринес и Елена Корженевич уже радовали своими выступлениями зрителей «Классики». Наталья выступала здесь в дуэтах с пианистами Евгением Брахманом и Ольгой Гринес, кларнетистом Валентином Урюпиным. Представительница нижегородской фортепианной школы, она неоднократно удостаивалась звания лучшего концертмейстера, работает со многими известными музыкантами и ансамблями, также преподает в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Елена Корженевич родом из Перми, училась в Нижегородском музыкальном колледже им. М.А. Балакирева, а в 2010 году с отличием закончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, является лауреатом многих международных и всероссийских конкурсов. На сцене «Классики» Елена выступала в 2012 году вместе с виолончелистом Евгением Румянцевым и Натальей Гринес. О том, как начиналось сотрудничество Елены и Натальи, они рассказали в беседе с нами.
Елена. Я училась в музыкальном колледже в Нижнем Новгороде, Наташа - в нижегородской консерватории, мы знали друг о друге, но не пересекались. Однажды наша общая знакомая, мой концертмейстер, которая должна была со мной играть концерт, но не смогла, предложила мне выступить в дуэте с Наташей. Так произошло наше знакомство. Мы понравились друг другу с первой репетиции. Наталья. Нам сразу было легко общаться. Мы оказались, и это очень важно, на одной музыкальной волне. В общем, совпали и в человеческом, и в профессиональном плане. Мы стали друзьями. И нам очень приятно музицировать вместе.
Что главное в исполнительском дуэте? Наталья. Любовь к музыке. Елена. Желательно смотреть в музыке в одном направлении. Чем больше эти взгляды совпадают, тем легче работать. Конечно, любой творческий процесс немыслим без споров. Но вопрос – как спорить. Важно слышать мнение другого и приходить к общему знаменателю.
Каковы ближайшие планы вашего дуэта? Елена. 11 июня мы выступим с частью программы, которую мы сегодня исполняли в музее-квартире выдающегося дирижера Николая Голованова. Такое предложение мы получили от оргкомитета конкурса имени Чайковского. Также будем играть в Малом зале Московской консерватории. Есть интересные идеи на следующий сезон.
Но вы ведь играете не только друг с другом. Елена. Наташа играет со всеми своими родственниками (смеется). У нее фортепианный дуэт со своей сестрой Ольгой, периодически играет с супругом Евгением Брахманом. Я тоже периодически «изменяю» ей с другими пианистами. Наталья. Лена работает в двух оркестрах. У нее огромная нагрузка, она еще преподает в Московской консерватории.
Елена, расскажите об этой вашей ипостаси. Елена. Я работаю второй год работаю ассистентом кафедры скрипки Московской консерватории под руководством профессора Владимира. Иванова, у которого я училась. Занимаюсь со студентами Владимира Михайловича, участвую в прослушивании, подготовке ребят к выступлениям. Поскольку со времени, когда я сама была студенткой, прошло не так много времени, могу им подсказать что-то по поводу экзаменов или учебы. Наталья. У Лены есть еще одна ученица – это моя дочь Лиза, которая занимается на скрипке. Они с ней большие друзья. Когда Лена приезжает к нам, Лиза все время проводит с ней и очень хочет быть похожей на нее. Елена. Я всегда рада заниматься с Лизой, потому что не все мои студенты проявляют такое рвение к занятиям.
Кстати, супруг Натальи Евгений Брахман скоро приезжает в «Классику» со своими учениками. Наталья. Точнее, нашими общими ученицами. У Евгения они занимаются по специальности, по фортепианному мастерству. Когда работаешь как педагог, невольно вспоминаешь себя во время учебы. Тогда было намного проще: существовало распределение и музыкант, закончивший консерваторию, был уверен в своем трудоустройстве. Сейчас он уходит «в свободное плавание». И здесь важно не потеряться, найти себя. Я часто разговариваю со своими учениками на тему «зачем я в искусстве», стараюсь найти верную линию их развития. Люди, которые идут в искусство из любви к нему, находят себя. И очень важно помочь им сделать правильный выбор.
А. Турканова |