| ||||
Выступление молодого пианиста Михаила Турпанова, состоявшееся 17 февраля, безусловно, имеет право войти в золотую коллекцию концертов творческого объединения «Классика». Михаил Турпанов – новое имя в «Классике». Музыканта представила постоянная ведущая цикла «Ступени мастерства», руководитель Ивановского отделения ассоциации «Классическое наследие» Жанна Ярославцева. Михаил учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (учащиеся этой школы совсем недавно выступали на сцене «Классики» в рамках цикла «Ступени мастерства»). После окончания Московской консерватории там же проходил ассистентуру-стажировку у народного артиста СССР, профессора Николая Петрова, а после его смерти – в классе профессора Михаила Воскресенского. В арсенале наград Михаила - призы всероссийских и международных конкурсов, музыкант постоянно концертирует в России и за рубежом как сольно, так и с различными оркестрами. Концерт Михаила Турпанова в «Классике» – его первое выступление в нашем городе. Программа, которую он представил, состояла из двух частей: западноевропейский романтизм (Э. Григ, Р. Шуман) и начало XX века (К. Дебюсси, С. Рахманинов). Шесть лирических пьес Э. Грига открыли концерт. И лишь только зазвучали первые аккорды, слушателям стало понятно, что перед ними музыкант, обладающий не только прекрасным мастерством, но и легкой, проникновенной манерой исполнения. Соната Р. Шумана, «Образы» К. Дебюсси, этюды-картины С. Рахманинова слушались, что называется, на одном дыхании. Такое вдохновенное исполнение передавалось слушателям и до «мурашек по коже» (как охарактеризовала свои чувства во время концерта одна слушательница) воздействовало на них. Острота восприятия усиливалась и от переклички произведений, исполненных в концерте. В заключение Михаил Турпанов исполнил «Колыбельную» П. Чайковского в транскрипции П. Папста. «Колыбельная» широко известна в переложении С. Рахманинова, но, как объяснил Михаил, вариант П. Папста более соответствует музыкальному стилю П. Чайковского. Такой взыскательный подход к выбору произведений, бесспорно, отражается на уровне исполнительского мастерства. Зрители по достоинству оценили талант Михаила Турпанова, долго аплодируя стоя.
В интервью мы беседовали с Михаилом о программе концерта, его музыкальных предпочтениях, педагогах и об одном очень интересном направлении в его творчестве. - С программой, которая сегодня прозвучала, я недавно выступил в моем родном Красноярске. Это своеобразная дань памяти моим первым детским выступлениям, когда я учился в музыкальной школе родного города. Григ был в то время моим любимым композитором. Я помню, как играл в 6 лет «Одинокого странника». Спустя 20 лет музыка Грига по-другому звучит для меня, и я стараюсь выразить, что я чувствую в его произведениях сейчас. В произведениях, представленных в концерте, есть некоторая парность: лирические пьесы Грига перекликаются с сонатой Шумана (как известно, Григ находился под влиянием Шумана), а «Образы» Дебюсси – с этюдами-картинами Рахманинова. Эту программу я включил в свою лекцию-концерт «Звучащие картины», которая пройдет в музее Мейерхольда в Москве. - Лекция-концерт - это еще одно направление в Вашем творчестве? - Да. Лекции-концерты адресованы любителям музыки разного уровня подготовленности. Я рассказываю о биографии композитора, особенностях его стиля, о том новом, что я узнал у теоретиков и хочу воплотить в своем исполнении произведений того или иного автора, и, конечно, исполняю музыку. На лекции-концерте «Звучащие картины» я буду рассказывать про взаимосвязь музыки и визуальных впечатлений. Широко известна изобразительная сторона музыки, но чаще она понимается как звукоизобразительность, когда идет подражание, например, шуму моря или шелесту листвы. Но музыка способна передавать и визуальные вещи. Я постараюсь сейчас вам это показать на рояле (Михаил сел к инструменту и сыграл фрагмент лирической пьесы Э. Грига «Бабочка»). Вот бабочка взлетает… Вот на мгновение застывает в воздухе… И затем стремится вниз… Как видите, музыка дает абсолютно зримую картину траектории ее полета. Так же у Рахманинова мы можем увидеть изображение метели. - В вашем репертуаре значительное место занимает современная музыка. Что для вас она значит? - Во-первых, она часто бывает очень красивой. Во-вторых, она раскрывает те сферы нашего современного мира, которые не затрагивают классические образцы. Иногда это абсолютно параллельное искусство, но всегда очень яркое. Оно заставляет меня разгадывать тайны, погружаться в незнакомую, порой странную атмосферу, и я себя чувствую очень свободно в трактовке этой музыки. И вообще, если музыкант занимается современной музыкой, это положительно сказывается на исполнении классической музыки. Он начинает лучше понимать закономерности и взаимосвязи разных произведений. Например, на мой взгляд, Шёнберг лучше раскрывает музыку Шуберта и Брамса, а Лигети - Дебюсси. И таких примеров можно назвать много. - Кто из педагогов стал для вас путеводной звездой? - Мне очень повезло со всеми педагогами, и сложно выделить кого-то одного. Уже в Красноярске у меня была потрясающий педагог Марина Бояркина, которая вдохновила меня на серьезное занятие музыкой. Мы до сих пор поддерживаем отношения, она интересуется моим творчеством. Ее советы и сейчас для меня очень важны. С педагогом по ЦМШ Ниной Макаровой у меня тоже прекрасные отношения. Именно от нее я услышал о вашем зале «Классика». Мне понравился этот уютный зал, его акустика, рояль с интересной историей. Благодаря другим моим педагогам по концертмейстерскому классу – Сергею Воронову и Надежде Соболевой (ЦМШ), Галине Ширинской и Наталье Багелаве (Московская консерватория), я никогда не относился свысока к камерному и концертмейстерскому направлению, как это часто бывает с молодыми амбициозными пианистами, которые упирают на сольную карьеру. И конечно, большим авторитетом для меня был Николай Петров - настоящий виртуоз фортепианного искусства. «Я ничего не могу тебе навязывать, могу только посоветовать. Забудь, что я народный артист, а ты студент. Все регалии остались в гардеробе», – любил повторять он. Когда Николай Арнольдович внезапно ушел из жизни в 2011 году, меня пригласил в свой класс его друг профессор Михаил Воскресенский. На его занятиях я увидел то же осторожное ведение урока, что и у Николая Арнольдовича, - не навязывать свою точку зрения, а раскрывать ученика. Хочу также сказать, что не только педагоги, с которыми я занимаюсь, влияют на мое творческое развитие, но и музыканты, у которых есть чему поучиться. Такими для меня были потрясающие пианисты Алексей Любимов, Юрий Полубелов, Иван Соколов.
Михаил Турпанов оказался столь же вдохновенным собеседником, как и исполнителем. Его концерт в зале «Классика» наверняка запомнится многим ивановцам, и они будут рады новой встрече с великолепным музыкантом. А. Турканова |