| ||||
Уютный тихий дворик, душистые луговые цветы, нежные молодые березки, последние листья, навевающие осеннюю грусть, - от каждой работы веет добротой и безудержным жизнелюбием. Их энергетика передается зрителям, и картины оставляют в их душах непередаваемые чувства. 20 апреля в галерее «Классика» открылась новая выставка, которая стала без преувеличения большим событием, долгожданным для многих. «Мутовкины. Семья художников» - выставка объединила творчество трех поколений ивановских художников. Анатолий Васильевич Мутовкин - старший из поколения представленных художников, участник Великой Отечественной войны, с его работами посетители «Классики» могли познакомиться на выставке «Ивановские художники-фронтовики». Борис Анатольевич Мутовкин – сын Анатолия Васильевича. Его работы составляют основную часть экспозиции. Творчество этого замечательного художника известно многим, и многие из присутствующих на открытии выставки знали его лично. К сожалению, Борис Анатольевич рано ушел из жизни – в 2004 году в возрасте 54 лет. Династию художников Мутовкиных продолжает его сын Дмитрий. Он живет и работает в Уфе. Выставку открыл заместитель генерального директора компании «Консультант» Виктор Борисович Алексеев. «Мы рады, что у нас есть возможность увидеть творчество целой династии художников», - сказал он в приветственном слове и поблагодарил присутствующих на выставке сестру Бориса Мутовкина Татьяну Анатольевну и его супругу Наталью Александровну за предоставление работ художника и помощь в создании выставки. Татьяна Анатольевна занимается родословной семьи Мутовкиных. По ее словам, среди представителей их династии, которые живут в разных городах России, есть очень много талантливых людей, и не только в изобразительном искусстве. Она также выяснила, что двоюродным братом Анатолия Васильевича Мутовкина является народный художник России Александр Иванович Морозов, музей которого был открыт в Иванове в 2001 году. Среди близких семьи Мутовкиных, художников, искусствоведов, посетителей вернисажа на открытии присутствовал председатель Ивановской городской думы Александр Станиславович Кузьмичев. «Сейчас очень важно, - отметил он, - чтобы как можно больше людей знакомилось с творчеством наших художников, и компания «Консультант» предоставляет возможность прикоснуться к вечным ценностям, к тому, что делает нас лучше». Слова благодарности в адрес творческого объединения «Классика» и куратора выставки Веры Васильевны Коровиной звучали неоднократно. Многие отметили интересную концепцию экспозиции. Галерею на первом этаже занимают работы Анатолия Васильевича и Бориса Анатольевича - отца и сына. Одна из трех работ Анатолия Мутовкина «Рисунок натурщика» (1938 г.) предоставлена из золотого фонда Ивановского художественного училища, которое окончили все три художника этой династии. Здесь же представлены картины Бориса Анатольевича в основном 1970 – 80 годов. Выразительные, сочные натюрморты, самый «вкусный» из которых, пожалуй, «Хлеб» из одноименного триптиха. Три автопортрета (1979, 1983 и 2000 г.), дающие зрителям ключик к пониманию внутреннего мира художника, возможность проследить за изменениями в нем. Пейзажи, написанные в лучших традициях русской реалистической школы живописи, и так щемящий сердце «Последний этюд. 8 мая 2004 г.». Картина «XX век» - космос как предчувствие: здесь и Гагарин, и сам Борис Анатольевич, и еще маленький его сын, и ощущение счастья и гордости за нашу страну. «Эти картины позволяют лучше понять людей - наших предшественников и современников, - сказала искусствовед Галина Дмитриевна Сорокина. - Когда я познакомилась с творчеством Бориса Мутовкина, я поразилась, как много он успел сделать за свою недолгую жизнь. Диапазон его творчества огромный. Художник воссоздает время - его атмосферу, особенности быта, интересы, взаимоотношения между людьми. Вместе с тем настоящее искусство вне времени, и с годами не только художественная, но и историческая ценность этих произведений возрастает». На втором этаже галереи - тоже творчество отца и сына, но уже Бориса и Дмитрия. Более поздние работы Бориса Анатольевича: они более глубокие, в них больше философии, размышлений, как, например, в картинах «Забвение» и «Воспоминание о доме». Пейзажи Дмитрия Мутовкина «Вечер», «Дом в селе Воскресенское», «Осень на Уводи», «Март. Березы» и другие проникнуты тем же лиризмом, искренностью, любовью к родной природе, что и работы его отца. И глядя на расположенные рядом «Солнечный март» Дмитрия Борисовича и «Стежки-дорожки» Бориса Анатольевича, можно сравнить стиль сына и отца. Всего в экспозиции представлено 47 работ художников Мутовкиных. Все они подкупают откровенностью, влюбленностью в каждый запечатленный художником предмет. Наверное, именно поэтому хочется долго разглядывать картины, не спеша переходя от одной к другой. Рассуждая о художественных достоинствах картин, те, кто знал и многие годы общался с Борисом Мутовкиным, вспоминали о нем. «Бориса любили все, - рассказал художник Юрий Пучков. - Он был очень честный, чистый и порядочный человек, и работы его такие же - чистые и откровенные». Директор Ивановской художественной школы Павел Иванович Копосов вспомнил, как Дмитрий Мутовкин учился в его классе, а с Борисом Анатольевичем они были хорошими приятелями.
О Борисе и Дмитрии - самых дорогих людях в ее жизни мы беседовали с супругой Бориса Анатольевича Натальей Мутовкиной. - Наталья Александровна, когда Вас просят рассказать о супруге, что прежде всего вспоминаете? - В первую очередь я вспоминаю, что у него было много увлечений. Он любил подводное плавание, сплавлялся на байдарке, прыгал с парашютом, занимался выращиванием различных растений (в нашем саду росли виноград, грецкий орех, кедр), в нашем доме были животные. Все эти увлечения зажигали нашу жизнь. Борис был творческим человеком во всех отношениях и часто говорил: «Если бы я не был художником, то занимался бы творчеством в другой сфере». Его раздражал непрофессионализм, и не только в изобразительном искусстве. С Борисом было сложно, но интересно. Он был для меня и мужем, и другом, и учителем. Когда его не стало, мир для меня рухнул.
- Каким Борис Анатольевич был в работе? - Его работа была смыслом жизни, как он признавался в одном из последних интервью. Он всегда ставил себе высокую планку, часто был недоволен собой, откладывал недописанные работы, чтобы к ним потом вернуться. Ему хотелось меняться, пробовать разное. На его персональной выставке в 2000 году художники удивлялись, как творчество одного мастера могло вместить такие разные работы!
- На Ваш взгляд, отец и сын похожи в творчестве? - В отличие от серьезного отца, Дима был, так сказать, легкомысленнее. В последнее время его характер все больше напоминает отцовский. Он стал требовательнее к себе. И стиль его работ тоже приближается к манере отца. Если раньше он писал широкими мазками, ярко, то сейчас работы более глубокие, нежные.
- Среди картин в экспозиции назовите ваши любимые. - Это «Луговые цветы», которые представлены и на афише открытия выставки, «Последние листья», «Забвение». Но по большому счету, мне дороги все работы. Борис любил повторять, что картины, как дети, есть среди них трудные, но любимые - все. Я не могу с ними расстаться даже когда я предоставляю их на выставки, почему-то очень волнуюсь. Но я люблю выставки: хочу, чтобы помнили Бориса, чтобы его открывали заново. Замысел открывшейся сегодня выставки - представить творчество трех художников Мутовкиных - был у меня давно. Мы обсуждали его с Верой Васильевной Коровиной. Мне очень понравилась концепция экспозиции, предложенная ею. Я рада, что моя мечта осуществилась. А. Турканова |