| ||||
Вы знаете, как отразилось на музыке Равеля его участие в Первой мировой войне? А доводилось ли вам слышать у современных композиторов мотивы Моцарта? Как связаны музыка романтика Грига с основоположником датской литературы Хольбергом? Об этом и многом другом узнали зрители «Классики», побывавшие на концерте «Музыка в старинном стиле».
Необычный формат концерта-лекции предложил ивановцам московский пианист Михаил Турпанов. Мы познакомились с этим замечательным музыкантом в феврале прошлого года, и вот 25 октября вновь в зале «Классика» состоялся его второй концерт в Иванове. Как яркого представителя русской фортепианной школы представила Михаила Турпанова руководитель Ивановского отделения ассоциации «Классическое наследие» Жанна Ярославцева. Его безупречное техническое мастерство и артистическое обаяние отмечают не только профессионалы, но и любители классической музыки. Михаил - лауреат многих всероссийских и международных конкурсов. Он постоянно играет на ведущих концертных площадках России, Франции, Дании, Италии, Норвегии, Германии, сотрудничает со многими оркестрами. Репертуар его многогранен - от произведений эпохи барокко до музыки современных композиторов. В рамках просветительской программы Михаил участвовал в записи нескольких компакт-дисков «Антология фортепианной музыки русских и советских композиторов». Свои выступления пианист часто строит на сравнении сочинений разных авторов, объединенных одной темой, показывает связь этих произведений между собой, комментируя те или иные фрагменты. Лейтмотивом концерта «Музыка в старинном стиле» стало обращение к музыке барокко композиторов более позднего времени - Э. Грига, И. Брамса, М. Равеля и В. Сильверстова. «Я очень рад снова встретиться с вами, с этим залом и с этим роялем», - начал свое выступление Михаил, чем определил доверительный тон со зрителем. Каждое из четырех сыгранных произведений пианист предварял рассказом о них, проводил связи и аналогии с разными сочинениями автора и других композиторов, касался их творческих биографий. Обращение композиторов к эпохе барокко было связано с ее идеализацией, тоской по безвозвратно ушедшему времени. Барокко представлялось им золотым веком культуры, хотя с современной точки зрения XIX век, когда творили Григ и Брамс, является безусловным расцветом многих направлений культуры. На написание сюиты «Из времен Хольберга» Э. Грига вдохновило творчество писателя, поэта, драматурга, деятеля Просвещения Людвига Хольберга, принятого считать основоположником датской литературы. Обращение композиторов к музыке барокко происходит на новом содержательном уровне. Так, отдельные части сюиты М. Равеля «Гробница Куперена», которая была завершена после возвращения автора с фронтов Первой мировой войны, посвящены погибшим друзьям. А свои Вариации на тему Генделя, в которых используются как романтические, так и барочные мотивы, Брамс посвятил Кларе Шуман. В концерте прозвучал цикл пьес «Музыка в старинном стиле» нашего современника, советского и украинского композитора Валентина Сильверстова, который в этом году отметил свое 80-летие. Михаил Турпанов вместе с другими видными музыкантами принял участие в его юбилейном концерте, прошедшем в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории. Цикл В. Сильверстова «Музыка в старинном стиле» написан в 1973 году, когда у многих советских композиторов, переживших увлечения авангардными техниками, наметился поворот к так называемой «новой простоте», и пьесы цикла содержат разнообразные отсылки к другим музыкальным направлениям. Обо всем этом Михаил Турпанов рассказывал своим слушателям. Но тем не менее формат концерта не был похож на музыковедческую лекцию. Михаил не пересыпал сложными музыкальными терминами, а простым языком рассказывал о музыкальных произведениях, при этом глубоко анализируя их. А в завершение концерта он сыграл легкий гавот из Английской сюиты № 3 И.-С. Баха. Зрители выражали благодарность за интересное выступление и восхитительную игру пианиста аплодисментами. Разговор с Михаилом о концертах в таком необычном формате мы продолжили в интервью. - На какую аудиторию рассчитаны Ваши концерты-лекции? - Я обычно доверяю любой публике, не делю ее на категории. Я стараюсь преподнести музыку так, чтобы она стала понятней. Для этого мне нужны словесные комментарии. Каждый месяц я выступаю с подобными концертами в рамках благотворительного проекта в библиотеке им. Данте Алигьери в Москве. Этому проекту уже 4 года.
- Какие темы Вы предлагали своим слушателям? - Мне нравится совмещать контрастные эпохи. Например, одна из программ концерта включала сонаты Д. Скарлатти, прелюдии К. Дебюсси, пьесы Ф. Куперена и А. Скрябина. А в концерте «Клавирштюк вчера и сегодня» я рассматривал произведения Ф. Шуберта в связи с сочинениями современных авторов Х. Лахенмана и Б. Фуррера. Программа позапрошлого сезона «Звучащие картины» была посвящена образам в музыке К. Дебюсси, А. Бабаджаняна, С. Рахманинова, Э. Грига. В декабре я представлю новую программу «Взаимно искажая отраженья», где буду говорить об одних и тех же сюжетах, встречающихся в музыке М. Равеля, Ф. Листа и А. Скрябина.
- Что еще запланировано в Вашем творческом графике на ближайшее время? - 21 ноября я буду играть на вечере памяти Олега Кагана в Большом зале московской консерватории с оркестром под управлением Анатолия Левина. Еще одно событие, которое я с нетерпением жду, - 11 ноября запланировано мое выступление в музее А. Скрябина. Я буду исполнять музыку на рояле композитора, который находится в его кабинете. В конце декабря - начале января у меня уже запланированы выступления сольные и с оркестрами. У меня нет специальных новогодних программ. Но если концерты проходят в новогодние дни, я стараюсь включать в программу соответствующие произведения, тем более что таких дорогих мне вещей очень много - это например, «Новогодняя музыка» Г. Пелециса, «Рождественская елка» Ф. Листа, вальс из оперы «Елка» В. Ребикова, цикл О. Мессиана «Двенадцать взглядов на младенца Иисуса».
- Мы желаем Вам успешных выступлений и ждем Вас вновь в зале «Классика»!
Алина Турканова |