| ||||
13 января московские музыканты подарили зрителям «Классики» встречу с киномузыкой в программе «Маленькие большие шедевры. Соло-рояль в кинематографе».
Заслуженный артист РФ, пианист Алексей Гориболь уже выступал в «Классике» в 2015 году вместе с виолончелистом Рустамом Комачковым и вокалисткой Олесей Петровой. Исполнители оставили самые восторженные отклики у наших зрителей. В этом году, накануне Старого Нового года, Алексей Гориболь вновь приехал к нам и представил молодого пианиста Павла Коновалова. В 15 лет Павел стал обладателем престижной премии «Надежды России», которую раз в год присуждают одному из юных представителей мира искусства. Молодой музыкант успел поработать в оркестре Министерства обороны. Сейчас занимается концертной деятельностью. Программа, посвященная музыке в кинематографе, вызвала живой интерес ивановцев. С первого же сыгранного произведения - прелюдии М. Таривердиева из фильма «До свидания, мальчики» - зрителей захватил этот удивительный жанр киномузыки и прекрасная игра пианистов. В первом отделении прозвучала музыка Микаэла Таривердиева из кинофильмов «Мой младший брат», «Ольга Сергеевна», «Русский регтайм» и «Семнадцать мгновений весны» - знаменитый ноктюрн «Двое в кафе» из этого фильма сопровождался фрагментом из этого фильма. Пианисты познакомили зрителей с музыкой современного композитора Леонида Десятникова. Его музыка звучит в кинофильмах «Мишень», «Подмосковные вечера», «Мания Жизели». Второе отделение было посвящено творчеству композитора Исаака Шварца и его музыке из кинокартин «Мелодии белой ночи», «Станционный смотритель», «Объяснение в любви», «Спасатель», «Избранные». Алексей Гориболь на протяжении всего концерта комментировал исполняемые произведения, рассказывал об их авторах. А о музыке в кино как жанре мы беседовали с ним в интервью.
Как относятся к музыке в кино исполнители? Не считается ли она более легким жанром, чем, например, классическая музыка? Конечно, нет! Давайте вспомним, с чего началась музыка в кино - с первых немых фильмов.Изображение и титры на экране сопровождались игрой на фортепиано прямо в зрительном зале. Самый известный и уникальный пример соединения рояля и кинематографа тех лет – это молодой Дмитрий Шостакович, который, игрой в ленинградских кинотеатрах зарабатывал себе на жизнь. Я много бы дал, чтобы с помощью «машины времени» побывать на таких киносеансах. С дальнейшим развитием кинематографа и в зависимости от жанра картины стала создаваться киномузыка как часть единой звуковой дорожки. Таперов в кинематографе сменили композиторы. Появились песни, которые звучат практически во всех советских фильмах, и целые симфонические партитуры, как например музыка Д. Шостаковича к фильмам «Новый Вавилон», «Гамлет» и «Король Лир». Часто режиссеры использовали классическую музыку, не написанную для кино, как это сделал Лукино Висконти в своей знаменитой картине «Смерть в Венеции», где весь фильм звучит Адажиетто Густава Малера. Для кино создавали музыку выдающиеся композиторы - Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Борис Чайковский, Исаак Шварц, Андрей Петров и многие другие. А вернул «сольный рояль» в кинематограф Микаэл Таривердиев. Произошло это в фильме «До свидания, мальчики!» Михаила Калика: с нежной темы фортепиано начинается картина. Тогда это произвело исключительное впечатление, так как все привыкли к масштабному симфоническому звучанию в кино, и вдруг – соло-рояль. Ну и конечно, все мы помним знаменитый эпизод встречи Исаева (Штирлица) с женой из фильма «Семнадцать мгновений весны», который целиком сопровождает фортепианная прелюдия Микаэла Таривердиева в исполнении автора. Качественная киномузыка ничем не отличается от музыки, написанной для академической сцены. Музыка в кино – это параллельная драматургия и параллельная режиссура. Она может что-то досказать, подчеркнуть, прокомментировать за кадром. Чем значительнее режиссер, тем больше он доверяет композитору. А если говорить об исполнителях, то очень многие большие музыканты работали в кино.
Как в Вашей музыкальной деятельности возник этот жанр? Я начал работать в кино с режиссером Алексеем Учителем на картине «Дневник его жены». К материалу, который показал мне режиссер, я подобрал фортепианную музыку Леонида Десятникова, которая не была написана специально для этого фильма, но очень органично туда вошла. В итоге - практически весь фильм звучит мой рояль. Потом я сотрудничал с Ренатой Литвиновой на ее первой документальной картине «Нет смерти для меня». В качестве музыкального решения я предложил Ренате соединить музыку Альфреда Шнитке и Исаака Дунаевского. Это был интересный опыт. Далее случилась моя самая масштабная работа в кино - запись саундтрека с гениальной музыкой Леонида Десятникова к фильму «Москва» режиссера Александра Зельдовича по сценарию Владимира Сорокина. За эту музыку композитор получил гран-при Всемирного биеннале кино- и медиамузыки в Бонне в 2004 году. Как жанр киномузыки можно назвать «более легким», когда я имею дело с замечательной музыкой, работаю с талантливыми режиссерами и предлагаю им разные решения?! Вообще кинематограф дает самым разным исполнителям невероятные возможности. Вспомним, что звезда Аллы Пугачевой взошла именно в кино, когда она спела в фильме «Король-олень», а спустя несколько лет исполнила романсы Микаэла Таривердиева на стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной в легендарной картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Получается, Вы сначала записывали музыку для кино, а потом стали ее исполнять со сцены. Да. Когда у меня в репертуаре накопилось достаточно киномузыки, я стал представлять ее на сцене. Начал с Таривердиева, затем играл музыку Десятникова к фильмам Александра Зельдовича «Москва», «Закат» и “Мишень”, из которой были созданы целые сюиты. И очень органично в мой репертуар вошла музыка Исаака Шварца к знаковым фильмам Сергея Соловьева. Надо сказать, что музыка с экрана довольно часто выходила на академическую сцену. Например, из музыки к фильму «Александр Невский» Сергей Прокофьев написал кантату, а на основе его музыки к фильму “Иван Грозный” композитор Михаил Чулаки создал партитуру для балета Большого театра. Что главное в исполнении музыки из кинофильма: передать тему, идею автора, привнести какие-то свои акценты? Есть вещи, которые неотделимы от изображения. Например, в «Дневнике его жены» я многое записывал вместе с экраном, а какие-то другие музыкальные фрагменты записывал отдельно и вместе с режиссером подкладывал их после окончательного монтажа. Может, это нескромно говорить, но мне кажется, что мой рояль очень соответствует лирико-драматическому состоянию «Дневника». Мне кажется, что нашел нужное звучание. Режиссеры выбирают музыкальных исполнителей для своих фильмов, так же как актеров. Алексей Учитель, прежде чем пригласить меня к сотрудничеству, много раз бывал на моих концертах. Сегодня Вы представили ивановцам программу с соло-роялем. А с оркестрами Вы играете киномузыку? Конечно. С оркестром на сцене я играю мелодии М. Таривердиева из «Иронии судьбы», его песни, где введен сольный рояль. Есть запись на юбилейном диске Микаэла Леоновича, где песню “Не исчезай” на стихи А. Вознесенского я исполняю с И. Кобзоном и Т. Гвердцители. Но больше всего люблю играть сольно и с камерным ансамблем.
Есть ли у вас любимый композитор этого жанра? Очень многие. Дунаевский, Шостакович, Нино Рота и те, о которых я уже сказал, - Микаэл Таривердиев, Исаак Шварц и Леонид Десятников. Кстати, все трое еще и прекрасные пианисты. Очень люблю музыку Кирилла Молчанова к фильму «Доживем до понедельника» и Бориса Чайковского к картине «Подросток».
Какую музыку для кино Вы еще не сыграли, но мечтаете исполнить? В последнее время я много сотрудничаю с композитором Сергеем Ахуновым. Очень бы хотелось, чтобы он написал музыку для хорошего режиссера, а я бы ее записал.
Вы выступаете в «Классике» уже не первый раз. Поделитесь впечатлениями о нашем творческом объединении и камерном зале? Я считаю создание этого зала огромным событием не только для Ивановского региона, но и в целом для России. Восстановленный старинный рояль, на котором играл С. Рахманинов, внимательная, воспитанная аудитория, камерный зал с прекрасной акустикой, сама аура этого места и личность создателя «Классики» Александра Ивановича Иванникова – делают каждый мой приезд сюда незабываемым. Я благодарен Евгению Николаевичу Боброву, с которым мы несколько лет подряд встречались в Плесе, где он многие годы руководил хоровым фестивалем, а я создавал камерный Левитановский. Он мне и открыл творческие возможности центра «Классика». Закрытие Восьмого Левитановского фестиваля 1 октября 2015 года, в Международный день музыки, прошло именно в этом замечательном камерном зале. В марте я вновь приеду к вам, чтобы выступить на сцене «Классики» с ведущим тенором Большого театра Богданом Волковым. Я желаю всем, кто работает здесь, продолжать высокую миссию служения большому искусству. Александру Ивановичу желаю здоровья и долгих лет. Считаю его выдающимся деятелем русской культуры.
Алина Турканова |