| ||||
19 января в зале «Классика» состоялся вечер органной музыки. Первый концерт органа в нашем городе собрал огромное количество зрителей - в зале был аншлаг.
Электроорган принадлежит ивановской органистке Светлане Разрядовой, и появился он в нашем зале не так давно: исполнительница привезла инструмент в «Классику» на время выступлений. Впервые орган прозвучал 8 января, на традиционных рождественских встречах. Тогда Светлана Разрядова исполнила на своем инструменте несколько произведений. И вот спустя две недели состоялся большой органный концерт исполнительницы. Вечер был посвящен музыке адвента и Рождества. «В западно-христианской церкви адвент - это предрождественский период, когда люди духовно готовятся к предстоящему празднику, - рассказала Светлана. - Пусть наш концерт станет воспоминанием о новогодних и рождественских торжествах». Вся музыка, прозвучавшая в концерте, связана с рождественской темой - от сочинения И.-С. Баха «Старый год уходит» до фрагмента из самого новогоднего произведения П.И. Чайковского - балета «Щелкунчик» в обработке для органа. А начался концерт с отлично известного широкой публике органного произведе-ния - Токкаты и Фуги ре минор И.-С. Баха. В программу музыкального вечера вошла прежде всего старинная музыка, ведь орган на протяжении нескольких столетий был основным инструментом в церковно-служебной практике стран Западной Европы и Северной Америки. Для органа особенно много писали в эпоху барокко. Конечно, самым ярким и известным композитором этого направления был И.-С. Бах. Но кроме него музыку для органа писала целая плеяда талантливых композиторов. Это и Дитрих Букстехуде (самый крупный представитель северогерманской органной музыки), и современник И.-С. Баха Николаус Брунс, и Антонио Вивальди. Их сочинения также прозвучали в концерте, а Светлана Разрядова не только исполнила, но и рассказала об истории их создания и авторах музыки. Зрители узнали, что не только композиторы барокко обращались к органной музыке. Так, представитель эпохи романтизма композитор Феликс Мендельсон, которого мы знаем прежде всего как автора «Свадебного марша», был еще прекрасным органистом, объездившим всю Европу с концертами. Его органное творчество состоит из трех прелюдий и фуг и шести сонат. Светлана Разрядова исполнила его Сонату № 5, которой она завершила выступление. Вечер органной музыки оставил у посетителей «Классики» приятные впечатления - и у тех, кто слушал орган впервые, и тех, кому довелось побывать на подобных концертах в других городах и сравнить звучание органа в соборе и в камерном концертном зале.
Светлана Разрядова рассказала нам в интервью о том, как она начала заниматься органной музыкой, и о своем инструменте.
– С чего началась Ваша музыкальная деятельность? – Сначала было фортепиано. Я училась в ивановской музыкальной школе № 4, потом в Ивановском музыкальном училище. Затем поступила в Нижегородскую государственную консерваторию, а когда переехала в Казань, то продолжила учебу там и закончила Казанскую государственную консерваторию.
– Как в Вашей жизни появилась органная музыка? – Впервые орган я услышала в звукозаписи в Ивановском музыкальном училище. Но тогда меня это не увлекло. А во время учебы в нижегородской консерватории я побывала на концерте, где на органе играл один из преподавателей. Мне очень понравилось, и захотелось заниматься. Попробовала поступить на факультатив органа, но это оказалось очень сложно, так как брали всего одного человека в год. Игре на этом инструменте я уже училась в казанской консерватории. Кстати, тогдашний ее ректор был органистом.
– Насколько орган показался Вам сложнее фортепиано? – Вообще эти два инструмента музыканту очень сложно совместить. Разные прикосновения, постановка рук, другая музыка. Поэтому фортепиано я стала заниматься гораздо меньше.
– Когда состоялось Ваше первое выступление на органе? Какое произведение исполняли? В первый раз я выступила во время учебы в казанской консерватории, на новогоднем концерте нашего факультативного класса. Я играла «Старый год ушел» И.-С. Баха. Это произведение вошло в программу сегодняшнего концерта.
– Расскажите об органе, который звучал сегодня на концерте. – Это мой личный инструмент фирмы «Viscount», которая занимается производством электроорганов, причем под классику. В Казани я играла на органе в евангелическо-лютеранской церкви, а когда вернулась в Иваново, мне захотелось продолжить занятия на этом инструменте, но здесь негде заниматься органной музыкой. И в 2015 году я приобрела этот электроорган. Конечно, он не похож на те органы, на которых играют в соборах. Они в несколько раз больше, и такой инструмент просто бы не поместился у меня дома, да и в камерном зале он занял бы, наверное, полсцены. А на своем органе я занималась дома. В какой-то момент подумала: «Как жаль, что в Иванове нет органа!» - и решила предложить свое сотрудничество «Классике».
– Как Вы оцениваете звучание инструмента в нашем зале? – Мне кажется, камерный зал помогал звучанию органа. В большом зале не было бы такого эффекта.
– Есть ли любимые произведения, которые Вы исполняете на органе? – Их много. Вообще я стараюсь не играть то, что мне не нравится. А из своих любимых произведений я выбираю такие, которые соответствуют моему настрою в данный момент.
Первый концерт органа в Иванове прошел с успехом. Хочется, чтобы за ним последовало продолжение, и ивановцы еще не раз насладились произведениями удивительной органной музыки.
Алина ТУРКАНОВА |