| ||||
Киноклуб «Диалог» продолжает показ фильмов из цикла «Русские в мировой культуре». 23 января ведущий киноклуба Евгений Борзов представил два фильма Александра Гурьянова о художниках-иллюстраторах русского происхождения - Федоре Рожанковском и Наталье Парэн.
Первый фильм «Федор Рожанковский. Ни дня без линии» рассказывает о жизни и творчестве признанного мастера детской иллюстрации, работавшего во Франции и США. Детство Федора Рожанковского прошло в Ревеле (ныне Таллин) и Санкт-Петербурге. После окончания гимназии он учился в одном из самых престижных на тот момент Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С началом Первой мировой войны в 1914 году Федор Степанович был призван на фронт, в Польше попал в плен. После войны в Россию уже не вернулся, из Познани он переехал в Париж, затем жил в Америке. Случайная встреча в первые годы эмиграции со своим знакомым Сашей Черным определила его дальнейшую творческую судьбу - поэт предложил Федору Рожанковскому проиллюстрировать его книгу. Затем художник начал сотрудничать с издательствами, рисовал в основном для детских книг. Созданные им герои конкурировали с образами диснеевских мультфильмов. В 1956 году Федор Рожанковский получил престижную ежегодную награду за лучшую детскую книгу с иллюстрациями - медаль Калдекотта (книга Д. Лангстаффа «Лягушонок женится»). Второй фильм «Наталья Парэн. Восприятие пространства» познакомил зрителей с судьбой нашей соотечественницы, ставшей известным художником-иллюстратором во Франции. Ее отец Георгий Челпанов был создателем первого в России института психологии. Наталья же связала свою жизнь с изобразительным искусством, закончила Строгановское училище. С наступлением нового времени после Октябрьской революции 1917 года семью Натальи постигли драматические события: отца сместили с поста директора Психологического института и уволили с работы, а его родного брата, дядю Натальи, расстреляли как представителя буржуазии. В 1926 году Наталья вместе с мужем Борисом Парэном, руководителем Культурной миссии французского посольства в Москве, эмигрировала во Францию. Там она начинает работать как художник-иллюстратор, сотрудничала с издательствами «Галлимар», «Фламмарион» и другими. Кроме этого, Наталья Парэн занималась станковой живописью, литографией. В 1944 году получила премию Академии изящных искусств. После просмотра фильмов ведущий киноклуба, как всегда, предложил его участникам микрофон, чтобы они смогли поделиться своими мнениями об увиденном. К сожалению, о таких наших соотечественниках, как Федор Рожанковский и Наталья Парэн, нам сегодня почти ничего неизвестно. Фильмы цикла «Русские в мировой культуре» помогают больше узнать о русском зарубежье и познакомиться с интересными судьбами людей, творчество которых стало всемирным достоянием.
Ну а знакомство с документальными кинолентами Александра Гурьянова продолжится на следующем заседании киноклуба «Диалог» 15 февраля. Фильмы «Яковлев и Шухаев. Арлекин и Пьеро» и «ИЗО брожения Арнштама» расскажут о художниках - выходцах из России.
Алина ТУРКАНОВА |