| ||||
Волжский причал, весна в Желнихе, зимний день в Торжке, берег Байкала, узбекская степь, крымский городок. Все разнообразие природы разных уголков России в картинах великого русского живописца XX века, заслуженного художника РСФСР, участника Великой Отечественной войны, нашего земляка Вячеслава Федорова представила «Классика» на новой выставке «Когда пейзаж дышит…». В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Вячеслава Андреевича Федорова. Таланту художника, чье имя золотыми буквами вписано в российскую культуру, многие музеи посвятят выставки и мероприятия в этом году. Творческое объединение «Классика» и НПО Консультант первыми открыли Год В.А. Федорова в Ивановской области: к 100-летию художника был выпущен календарь, в который вошли 12 его картин, а уже 1 марта, не дожидаясь юбилейной даты (день рождения художника - 21 декабря), открылась его персональная выставка. Творчество Вячеслава Федорова мы представляем уже в восьмой раз. Первая персональная выставка «Маленькие шедевры» прошла в 2009 году. Затем были еще две персональные («Тайна сокровенного пейзажа» и «Вячеслав Федоров. К 95-летию») и четыре выставки с его участием («Оттепель», «Триумвиарт», «Все остается людям», «Художники-фронтовики»). Создание этих выставок было бы невозможно без тех, кто предоставил на них картины Вячеслава Андреевича из своих частных собраний. Владимир Толдин, Юрий Марушкин, Александр Гаранин, Сергей Закочурин, Дмитрий Боданов, Кирилл Игнатьев, Эдуард Донцов - с этими коллекционерами «Классика» активно сотрудничает уже давно. Выставка к 100-летию Вячеслава Федорова «Когда пейзаж дышит…» состоялась благодаря трем ивановским коллекционерам - Юрию Марушкину (большая часть работ предоставлена из его собрания), Эдуарду Донцову, Владимиру Толдину - и Ивановскому государственному университету. «Увидеть эти работы из частных коллекций в другой раз, может, и не представится, - заметил в своем приветственном слове заместитель генерального директора НПО Консультант Виктор Борисович Алексеев, - поэтому мы рады предоставить такую уникальную возможность всем нашим гостям». Увидеть и полюбоваться шедеврами пейзажной живописи собралось много ценителей изобразительного искусства, среди которых художники, коллекционеры, искусствоведы, учащиеся Ивановского художественного училища. Восхищает каждая работа. Буйство ранней весны («Март. Плес», «Апрельский снег»), летние сюжеты («Июньское утро», «Перед грозой», «Заросший ручей», «Сенокос»), тихий вечер на Волге («Вечер в Плесе»), любимая Желниха («Май в Желнихе», «Желниха. Дом «Чаихи», «Улица в Желнихе»). Вячеслав Федоров мастерски пишет воздух, атмосферу. Пейзаж как будто дышит. Это отмечали многие на открытии выставки. «Вячеславу Андреевичу удавалось создавать атмосферные работы, - сказал Юрий Марушкин. - Всматриваясь в его картины, ощущаешь дуновение ветерка или летний зной». Юрий Борисович вспомнил, как более 20 лет назад приобрел первую картину Вячеслава Федорова: «Она меня захватила. Я повесил ее над своим креслом и, когда отдыхал в нем после работы, чувствовал от картины «художественную терапию». Юрий Марушкин подарил галерее «Классика» уникальное издание - монографию о Вячеславе Федорове, написанную им в соавторстве с Еленой Толстопятовой. Искусствовед Елена Аркадьевна Толстопятова является заведующей музеями ИвГУ. Галерея «Классика» благодарна ей и ректору университета профессору Владимиру Егорову за предоставленные на нашу выставку картины Вячеслава Федорова из собрания ИвГУ. В свою очередь Елена Аркадьевна призналась, что рада была поучаствовать в этом проекте. В своем выступлении она сделала акцент на том, что Вячеслав Федоров - художник идеологический, хотя на всех худсоветах его обвиняли в отсутствии идеологии. Все дело в том, что творческая идеология Федорова не во всем совпадала с советской, хотя он никогда не был диссидентом. Мы помним, как в советское время реки поворачивали вспять, покоряли целину, просторы севера, моря и океаны и так далее. И все это должны были отражать в своем творчестве люди искусства. Но покорение природы было абсолютно чуждо художнику Федорову. Все его творчество замешано на идеологии дружелюбного отношения между человеком и природой. Сейчас, когда экологическая проблема звучит очень остро, творчество Вячеслава Андреевича актуально. «Он опередил свое время, - считает Елена Толстопятова. - При простоте мотивов, которая была освоена его предшественниками, мастерами XIX века, он своей идеологией как бы связывает два века - девятнадцатый и двадцать первый». Куратор выставки Вера Васильевна Коровина вспомнила, как много лет назад на вопрос ивановского журналиста Олега Алалыкина, можно ли назвать Вячеслава Федорова вторым Левитаном, ответила: «Вячеслав Федоров - это Федоров первый». «Я считаю, - поделилась Вера Васильевна, - что Левитан - это XIX век, Федоров - XX век. А в XXI веке, думаю, будет свой выдающийся пейзажист». Открыть в России новое имя такого художника поможет конкурс, который планирует организовать компания «Консультант» и творческое объединение «Классика». В нем смогут принять участие профессиональные художники и учащиеся художественных вузов России. Но вернемся к открывшейся выставке. В самом начале экспозиции обращает на себя внимание портрет художника, выполненный его сыном Андреем. Художник Андрей Вячеславович Федоров (его работы также показывала «Классика» на выставках) присутствовал на открытии выставки своего отца. Его переполняли чувства, когда он рассказывал, каким светлым человеком был Вячеслав Андреевич. «В 1962 году, когда его лишили мастерской, отец работал дома, - вспоминал сын, - и я буквально с младенчества до 3-го класса школы наблюдал, как работает отец. Я, конечно, впитал и этот запах краски, и творческую атмосферу, и не мог стать никем другим, кроме как художником». Вячеслав Федоров, по словам сына, прекрасно играл на гитаре, писал стихи. С военных лет сохранился фрагмент полевой карты, на обратной стороне которого написаны его стихи. А на пейзаж его благословил в студенческие годы народный художник СССР Игорь Грабарь. Вячеслав Андреевич любил молодежь, но при этом не любил преподавать. Он дружил с такими же, как он сам, неидеологическими художниками - Леоновым, Савиновым, Буровым. Эти воспоминания, безусловно, дополнили портрет Вячеслава Федорова. Андрей Вячеславович признался, что очень рад, что работы его отца избежали участи многих картин замечательных художников, которые погибают после смерти авторов. «Работы отца ушли к людям. Коллекционеры – особый народ: они сохраняют для нас шедевры. Я благодарен также Вере Васильевне Коровиной и всем музейщикам, которые создают экспозиции и показывают их людям».
Алина ТУРКАНОВА |