| ||||
Последние февральские дни и начало марта выдались в «Классике» интересными на события. Гитарист Дмитрий Бородаев, выставка ивановского художника Нины Гавриловой, ансамбль старинной музыки «Узорика». Но обо всем по порядку.
Классическая гитара Замечательную встречу с классической гитарой подарил зрителям «Классики» московский музыкант Дмитрий Бородаев, концерт которого состоялся 27 февраля. Гитарист представил интересную программу, которая включала не только произведения А. Барриоса, Л. Брауэра, В. Шебалина, А. Иванова-Крамского и других, но и собственные сочинения исполнителя, ведь Дмитрий Бородаев является и композитором. Дмитрий родом из Харькова. В Москву он переехал в 16 лет, когда поступил учиться в музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского к педагогу Наталье Ивановой-Крамской. Будучи на 4-м курсе, Дмитрий попробовал себя в композиции. Он стал лауреатом конкурса на написание сочинения для гитары с оркестром, который проводила московская консерватория. Первым серьезным авторским опытом для Дмитрия стала соната для скрипки и гитары, которая впоследствии была использована в документальном фильме «Битва за гитару» о жизни и творчестве российского гитариста и композитора А. Иванова-Крамского. Как композитор Дмитрий Бородаев учился у народного артиста России Владислава Агафонникова. Его дипломным сочинением стала «Балканская рапсодия» для гитары и симфоническим оркестром. Ну а на концерте в «Классике» Дмитрий представил два своих этюда-картины «Лобное место» и «День гнева», которые были восторженно приняты аудиторией. Обо всех гранях своего творчества Дмитрий рассказал нам в беседе. - Я считаю себя очень счастливым человеком, - признался он, - потому что занимаюсь разными направлениями, и они мне все очень нравятся. Во-первых, это концерты. Вот сегодня, например, я играл для вас. Во-вторых, я продолжаю писать музыку. Мне нравится преподавательская деятельность, которой я занимаюсь в московской консерватории: на кафедре инструментальной музыки веду факультатив по классической гитаре. Кстати, раньше в консерватории гитару не преподавали. Очень интересно передавать опыт молодым музыкантам и поддерживать юные дарования. Недавно была создана Московская ассоциация гитарного искусства, президентом которой стал я. Ассоциация призвана продвигать искусство классической гитары в России и за рубежом. В октябре мы проведем большой конкурс-фестиваль, где примут участие и дети, и маститые исполнители, и композиторы. - Какое место занимает гитара в современном музыкальном мире? - Сейчас идет работа в направлении, чтобы придать гитаре истинный статус. Ведь в сознании большинства гитара по-прежнему ассоциируется инструментом не из академической сферы. Это связано и с музыкальным образованием: гитара все еще остается на народном отделении. Меня радует, что интерес к гитаре растет среди профессиональных композиторов, много появилось талантливых исполнителей. Это хорошие тенденции, которые надо развивать. История показывает, что статус инструмента и его положение в музыкальной сфере определяет репертуар, написанный для него. И чем больше композиторов будет писать для гитары, тем увереннее она займет свое место в академической сфере.
Абсолютный слух Нины Гавриловой 1 марта в художественной галерее «Классика» открылась выставка ивановской художницы Нины Ивановны Гавриловой (1929 - 2004). Выставка - дань памяти талантливой художницы, которой 15 августа этого года исполнится 90 лет со дня рождения. А состоялась выставка благодаря коллекционеру Юрию Марушкину, большому другу «Классики». Экспозицию составили 95 графических и живописных работ художницы из его коллекции. Картины Нины Гавриловой очаровывают с первого взгляда. Городские пейзажи погружают зрителя в атмосферу старого Иванова, сочные натюрморты передают свежесть гладиолусов или аромат спелой дыни, в портретах угадываются не только характер и настроение героев, но и безмерно доброе отношение к ним автора. И целая россыпь маленьких шедевров в жанре ню! Обычно ню пишут художники-мужчины, но тем и интереснее работы Нины Гавриловой, отражающие женский взгляд на этот жанр. Выставка носит название «Графика», так как в основу легли графические работы художницы. Но куратор выставки Вера Васильевна Коровина призналась, что экспозиции больше подходит название «Абсолютный слух» - настолько выражен в каждом произведении редчайший талант и мощнейший дар Нины Гавриловой, равной которой в искусстве графики, по словам Веры Васильевны, пожалуй, нет на Ивановской земле. Эту мощь таланта в свое время увидел в картинах художницы Юрий Марушкин. Он познакомился с ней в 2003 году на ее выставке в доме-музее Б. Пророкова. Юрий Борисович рассказал о встрече с Ниной Ивановной у нее дома. Она жила одиноко, материально нуждалась, и коллекционер выкупил у нее серию ню, а затем приобрел и другие работы. Надо сказать, что имя Нины Гавриловой не было столь популярно, как имена корифеев Марка Малютина, Евгения Грибова и других выдающихся ивановских художников. Но все, кто соприкасался с ее творчеством, не оставались равнодушными. Умение художника видеть что-то важное в совсем, казалось бы, непритязательном сюжете отметил искусствовед Юрий Ермилов. «Здесь нет социально значимых тем, однако время звучит в них абсолютно точно. Эта выставка - одна из лучших, которые я когда-либо видел», - признался Юрий Иннокентьевич. На открытии выставки присутствовали те, кто Нину Гаврилову знал лично. Своими воспоминаниями о художнице поделились председатель Ивановского отделения Союза художников РФ Галина Воронова и поэт Феликс Грек. Кроме таланта художника Нина Ивановна обладала великолепным музыкальным слухом, прекрасно пела, всегда была душой компании на модных в 1960-70-х годах капустниках. Ее голос был записан на ивановском радио, но, к сожалению, судьба этой записи неизвестна. Ну а картины Нины Гавриловой продолжают восхищать зрителей. Некоторые посетители уже не по одному разу приходили в «Классику» посмотреть экспозицию. Всем, кто хочет познакомиться с творчеством этой замечательной художницы или еще раз насладиться ее работами, напоминаем, что выставка продлится до конца марта.
«Старинная музыка не музейный экспонат…» Совсем недавно в «Классике» с успехом прошел концерт струнного ансамбля «FX Quartet», лауреата телепроекта «Квартет 4х4». 3 марта состоялась встреча с другими участниками этого проекта - ансамблем старинной музыки «Узорика». Так исторически сложилось, что старинную музыку поют в основном мужские голоса. Но ансамбль «Узорика» - женский музыкальный коллектив. 10 лет назад его создали участники ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» - Полина Терентьева и Варвара Котова, которая сейчас является руководителем коллектива. Более 5 лет поют в ансамбле Наталья Романенко и Евгения Голубева, а вот Варвара Синицына пришла сюда совсем недавно. Свое выступление участницы ансамбля построили на своеобразном музыкальном диалоге Востока и Запада, исполняя европейскую музыку средневековья и эпохи Возрождения и старинную русскую музыку. Зрители познакомились также с почти забытым стилем русский партес, относящимся к первой половине XVIII века. Ансамбль плотно работает с музыкантами-медиевистами, которые занимаются теоретической частью старинной музыки. Есть свой теоретик и в коллективе - Полина Терентьева является специалистом по строчному многоголосью, и большая часть исполняемых произведений - это ее расшифровки. Зрители восторженно отзывались аплодисментами и возгласами «браво» на выступление «Узорики». Нравилось все - и исполняемая музыка, и красиво звучащие голоса. Настоящим сюрпризом во второй части концерта стал неожиданный музыкальный синтез старинной музыки XVII века и знаменитой композиции «Blue birds» группы «Битлз». «Идея совместить музыку разных эпох в одном произведении возникла благодаря проекту «Квартет4х4», - призналась в интервью Варвара Котова. - Мы впервые пошли на такой эксперимент. По этому же принципу мы записали песни ансамбля «Песняры» и группы «Канзас», скоро их релизы появятся в Интернете. Мы вообще открыты для поисков и чего-то нового.
- Почему коллектив носит такое название? Ведь в русском языке нет слова «узорика». - Мы долго искали название нашему коллективу. Нам понравилось старинное русское слово «узоричье», обозначающее витиеватость, изысканное украшение. Но оно казалось нам несколько тяжеловатым для современного слуха, и мы трансформировали его в «Узорику».
- Из чего состоит сейчас ваша творческая жизнь? - Из репетиций, концертов, гастролей, различных проектов. В этом году нас пригласили во Францию на один из самых известных фестивалей старинной музыки в Европе, где мы будем представлять русскую старинную музыку. Мы очень рады этому событию.
- Ваш ансамбль состоит из 5 участниц. Для телепроекта «Квартет 4х4» вы специально сокращали состав? - Да, для участия в телепроекте мы сократились до четырех. Евгения Голубева «болела» за нас со стороны. Участие в проекте стало для нас праздником. Конечно, нам хотелось расширить свою аудиторию, и сейчас можем сказать, что количество зрителей, посещающих наши концерты, увеличилось. Но кроме этого, мы стремимся, чтобы о старинной музыке узнало как можно больше людей, ведь она не так популярна на классической сцене. И надеемся, что зрители, которые нас видели в телепроекте, по крайней мере, заинтересовались ею. Старинная музыка не музейный экспонат. Она живая, она интересна современному слушателю, при этом она воспитывает нас и делает лучше. Алина ТУРКАНОВА |