| ||||
4 апреля - особая дата для Ивановской области. По традиции в этот день проходят мероприятия, посвященные памяти нашего земляка, режиссера Андрея Тарковского. Каждый год к 4 апреля «Классика» приурочивает интересные выставки, кинопоказы, творческие встречи, объединяющие поклонников творчества режиссера. Мы встречались с кинематографистами, которые работали с мастером, писателями, исследующими его кино.
На этот раз главными героями Дня Тарковского в «Классике» стали гости из Москвы. Постоянный ведущий киноклуба «Диалог» Евгений Борзов представил заслуженных деятелей искусств РФ - режиссера-документалиста Андрея Осипова и кинооператора Александра Антипенко. Еще до начала творческой встречи посетителей «Классики» встречала фотовыставка «Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко». В экспозиции представлены фотографии из одноименной книги-альбома кинооператора. На них запечатлены Андрей Тарковский и его окружение на съемках, репетициях, дома у режиссера. А творческий вечер начался с фильма «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени», режиссера Андрея Осипова. Поэтическое эссе рассказывает о творчестве талантливых российских кинематографистов, где Александр Антипенко вспоминает о работе со знаменитыми режиссерами, рассуждает о современном кино. В фильме звучат стихи Арсения Тарковского. «Мы, создатели фильма, - сказал Андрей Осипов, - всего лишь посредники между Параджановым, Тарковским и выдающимся кинооператором Александром Антипенко. Это единое пространство. Александр Иванович Антипенко - свидетель очевидец многих событий, товарищ и друг этих великих людей». Действительно, Александр Иванович был знаком и работал со многими представителями отечественного кинематографа, которые давно составили золотой фонд российского и мирового кино. Режиссеры Тенгиз Абуладзе, Сергей Герасимов, Глеб Панфилов, кинооператоры Вадим Юсов и Владимир Рапопорт - эти имена звучали в рассказах Александра Ивановича, которому в этом году исполнилось 80 год. В его воспоминаниях люди кино представали интересными, яркими личностями, ищущими, иногда сомневающимися. А бытовые подробности помогали лучше представить их жизнь. Участники творческой встречи познакомились с дипломной работой Александра Антипенко - короткометражкой «Сегодня - каждый день» (режиссер Владимир Савельев, 1966 г.) о буднях артистов балета. По окончании фильма кинематографисты отвечали на вопросы участников творческой встречи. В конце вечера Андрей Осипов поделился радостной новостью - фильм «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» получил главную российскую кинопремию «Ника» как лучший неигровой фильм. Зрители поздравили авторов картины аплодисментами. Уже после творческой встречи многим хотелось поговорить с нашими гостями. Это неудивительно! С такими талантливыми и интересными людьми, как Андрей Осипов и Александр Антипенко, общаться можно было до бесконечности. А в нашей беседе мы говорили об эстетике кино, фильмах, открывшейся фотовыставке и, конечно, о Тарковском.
А. Осипов. Во-первых, хочу сказать огромное спасибо за приглашение посетить места, связанные с Тарковским! Мы дорожим этой поездкой. Спасибо всем за эту приятную возможность показать свой фильм. Для любого кинематографиста Тарковский - это великое имя, связанное с фильмами, которые формировали всех нас. Они разные, но у каждого зрителя и кинематографиста есть свое любимое кино Тарковского, которое каким-то образом изменило его жизнь -своим особенным стилем, передачей неповторимой атмосферы, своей энергией. Для меня «Зеркало» и «Сталкер». Я готов их смотреть вновь и вновь. Тарковский не только выдающийся кинематографист, но и великий философ, который через свой особый киноязык пытался донести до нас основные жизненные понятия: что есть рождение, любовь, близкие люди, земля, на которой ты растешь. Это многогранная фигура для кинематографа на все времена. Фильмы Тарковского противоречивые, но они честные, важные. И думаю, что чем больше мы будем проникать в его кино, тем больше будет в нем открытий. На вопрос Тонино Гуэрра (итальянский сценарист - прим. ред.), что бы пожелали молодым кинематографистам, Андрей Арсеньевич ответил: «Главное - чтобы их фильмы не расходились с их жизнью. Только тогда, когда фильм является продолжением твоих правил, основ, и возникает энергия правды». В фильмах самого Тарковского нет эпатажа, лукавства, провокации, а есть правда, поэтому они всегда будут будоражить, сообщать что-то новое зрителю. В картинах его есть и тоска по идеалу, потому что мир несовершенен. Через свои фильмы он сообщает главное - чтобы мы все задумались о нашем предназначении.
- Александр Иванович, как появились эти фотографии, которые мы видим сейчас в галерее? А. Антипенко. Фотографии были сделаны в основном во время съемок фильма «Сталкер». Но самые уникальные снимки - это дома у Андрея. Вначале он немного нервничал, когда я наводил на него объектив, и я опускал фотоаппарат. Но потом уже привык, что я его снимаю, и даже сам фотографировал меня. Потом эти фотографии ему очень понравились, и он разрешил снимать и дальше. Я помню, как на «Сталкере» поменялось несколько операторов, прежде чем пришел Александр Княжинский, отказались работать многие художники Мосфильма, и Тарковский сказал: «Я сам нарисую эти декорации». Я был свидетелем, когда Андрей дома делал эскизы. Иногда он интересовался моим мнением как оператора. Конечно, за каждой фотографией стоит отдельная история. (Мы подходим к некоторым фотографиям в галерее). Вот съемки репетиций «Гамлета» в Ленкоме. Они уникальные, потому что есть только у меня. Спектакль не состоялся. Тарковский утвердил на главную роль Анатолия Солоницына и начал репетировать с ним, но Ленком настаивал на Олеге Янковском. А вот здесь я сфотографировал Андрея за рисованием автопортрета, он мне его потом подарил на память.
- Что Вы думаете о Тарковском как режиссере? А. Антипенко. Начиная с первой его картины «Каток и скрипка», уже просматривались задатки того таланта, данного от Бога, который с каждой следующей картиной становился все ярче. Мне понравилось его «Иваново детство». Тогда с Вадимом Юсовым (оператор на фильме «Иваново детство» и других картинах Тарковского - прим. ред.) мы разбирали эту работу. А когда я общался с Андреем, то хотел глубже понять какие-то вещи. И еще. Обычно все режиссеры говорят: «Я снял. Я поставил фильм», - и это правильно, потому что кино - это прежде все режиссер. Но Тарковский всегда говорил: «МЫ сняли фильм».
- Вы давно знакомы с Андреем Осиповым, в фильме которого снялись? А. Антипенко. Я и до этого знал Андрея как талантливого режиссера по его фильмам о М. Цветаевой и других поэтах Серебряного века. Всегда хожу на премьеры его картин. Думаю, что редко кто из современных режиссеров может осмыслить творчество своего коллеги, в данном случае Тарковского, как это сделал Андрей, - вывести на философский взгляд его творчество. А сегодня, пока мы 4 часа ехали в Иваново, и я ему рассказывал о новом замысле.
- Расскажите о нем. А. Осипов. Замысел действительно есть. Но все это требует серьезной организации, времени, финансовой поддержки. Но сейчас пока я работаю над двумя другими проектами. Один из них фильм-осмысление нашего прошлого 1930 - 50 гг. Это и размышления и о сегодняшнем дне: перешла ли часть той атмосферы в нас сегодняшних. Интересно проанализировать, кто мы, откуда? Еще мне хочется в этом фильме открыть для зрителей новую хронику, потому что я устал, от тех кадров, которая кочуют из фильма в фильм. Второй мой проект тоже связан с хроникальным материалом. Тема - Россия с 1913 по 1922 годы. Тоже хочется найти новые кадры, выстроить их в определенном стилистическом контексте. Поэтому, слава богу, работы много!
- Каким, на Ваш взгляд, должно быть современное кино? А. Осипов. Кино - это материализация ощущений. Даже еще до идеи: ты что-то почувствовал, что-то ощутил, зафиксировал атмосферу. Как к Юрию Норштейну (российский мультипликатор - прим. ред.) пришел замысел «Ежика в тумане»? Это он описывает в своей книге «Снег на траве». Холодной поздней осенью он шел домой и увидел, как ветер гонит листья по асфальту. И одинокий листик куда-то бежит… Автор запомнил это состояние. И потом оно превратилось в историю, сюжет. И возник фильм, который меня перевернул. Это 10 минут, где заложено самое сущностное и главное в жизни. История о том, как двое долго не могут встретиться, а когда потом встречаются, то оказывается, что один из них прошел через такие испытания и открытия и стал мудрее и стал серьезнее воспринимать этот мир. У Герца Франка (латвийский и израильский кинодокументалист - прим. ред.) есть фильм «Старше на 10 минут», снятый одним кадром, о том, как мальчик смотрит в зрительном зале спектакль. Он переживает, волнуется, и камера фиксирует смену всех его состояний. И герой фильма становится за эти 10 минут взрослее, он приобрел опыт, эмоциональный, чувственный, а не только информативный. Кино должно работать на эмоциональном контакте. Когда мы переживаем от того, что видим на экране - зарубка от этого эстетического потрясения останется навсегда. Эрудиция, интеллект, информативность - тоже важные вещи, но все-таки кино должно давать чувственный контакт.
Алина ТУРКАНОВА |