| ||||
4 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Тарковского. Наш край связан с именем выдающегося кинорежиссера, и по традиции в регионе прошли Дни Тарковского, посвященные юбилею мастера.
В день рождения кинорежиссера «Классика» открыла фотовыставку «На съемках «Сталкера». Снимки были сделаны фотографом Сергеем Бессмертным во время создания фильма в 1977-78 годах. Представил фотографа ведущий киноклуба «Диалог» Евгений Борзов. Участники киноклуба посмотрели фильм «Сталкер» на большом экране нашего зала, также прошла творческая встреча с Сергеем Бессмертным. Сергей Борисович всегда был любителем кино и на протяжении долгих лет принимал участие в киносъемочном процессе. На съемках «Сталкера» занимался техническими вопросами в составе операторской группы. «Я тогда начал работать на Мосфильме, занимался обслуживанием съемочной техники, - вспоминал Сергей Борисович на встрече со зрителями. - Увидел в плане съемок название «Сталкер». Режиссер А. Тарковский» и очень заинтересовался. Я знал, что это значительный и серьезный режиссер, хотя название фильма мне ни о чем не говорило. Я попросился в эту съемочную группу и работал на съемках вторым механиком. Первые эпизоды (в квартире Сталкера) были сняты весной 1977 года в павильоне Мосфильма. Моя же работа началась с экспедиции в Эстонию. Приступили к съемкам на заброшенной гидроэлектростанции, и тогда я впервые увидел Тарковского. Впечатление о нем сложилось как об очень живом, творческом, ищущем человеке». Сергей Борисович рассказал о своей работе на съемках «Сталкера»: как сложно проходил съемочный процесс – с остановками, переписыванием сценария, заменой операторов и других членов группы, как создавались декорации к фильму. За всем этим стоял постоянный творческий поиск режиссера. «Тарковский взялся за эту работу, потому что наконец-то появилась возможность снимать кино, которого долго не было. И среди вариантов возник сценарий по повести бр. Стругацких «Пикник на обочине». Я думаю, что, начав работу, Тарковский почувствовал, что ему как художнику трудно работать с материалом, который ему внутренне не близок, и он искал способ его изменить, насытить новыми смыслами. Поэтому сценарий много раз переделывался. В конце концов, главный герой, который в повести предстает полукриминальным и агрессивным, стал напоминать персонажа Достоевского. У Тарковского был давний замысел снять фильм по роману «Идиот», поэтому такой Сталкер был ему ближе».
Сейчас уже мало осталось участников тех съемок. Сергей Бессмертный - один из них. Он признался, что работа в кино вдохновляла заниматься фотографией, в то время он делал это больше для себя.
После творческой встречи Сергей Борисович ответил на наши вопросы. - Что запомнилось Вам из встреч с Тарковским на съемках «Сталкера»? - Запомнилось, как он активно вмешивался в работу оператора, художников, вникал во все, во время съемки часто стоял за камерой. Мне приходилось выполнять его указания. Но вообще механики по обслуживанию техники редко сталкиваются с режиссерами во время съемок, они вплотную работают с оператором. Но Тарковский – особый случай. Вообще про Тарковского знали, что у него повышенные требования, с ним будет напряженная работа, поэтому никто особо не рвался в операторскую группу «Сталкера». Но мне было интересно поработать с ним.
- С кем из режиссеров Вы еще работали? Кто ярко запомнился? - Я проработал на Мосфильме более 18 лет. Работал на некоторых фильмах Михаила Швейцера. Это был интересный режиссер, у него всегда собирался очень хороший актерский состав. Например, на съемках «Маленьких трагедий» я видел Высоцкого (жалею, что не снял тогда его портрет), Смоктуновского, Юрского, Бурляева и других наших замечательных актеров. Работал на фильмах Карена Шахназарова – «Цареубийца», «Город Зеро». Я был в киноэкспедициях и на Дальнем Востоке, и на Соловках, и в Грузии, и в целом по России. И часто эти экспедиции были гораздо интереснее самого кино, которое снималось.
- У вас есть любимый фильм Тарковского? - Трудно сказать. Наверное, «Зеркало». Очень интересный «Солярис» - здесь история, немного похожая на «Сталкера»: Тарковский взял литературное произведение и сделал на его основе свое.
- Сейчас Вы работаете фотографом в одном из московских музеев... - Да. Я проработал более 10 лет в Музее музыки. Фотографировал события, проходящие в музее (выставки, концерты), и музейные предметы. С апреля прошлого года работаю фотографом в Доме русского зарубежья.
Фотографиями Сергея Бессмертного, сделанными во время съемок легендарного фильма, заинтересовались в Эстонии, где снимался «Сталкер». Недавно в Эстонском музее кино (Таллинн) открылась выставка «Два рождения «Сталкера», в которую вошли 28 работ Сергея Борисовича. Экспозиция в «Классике» включает 74 фотографии. Приглашаем посетить выставку до 20 апреля.
А 5 апреля «Классика» вновь пригласила поклонников творчества Тарковского. Евгений Борзов представил свой документальный фильм «Диалоги с Тарковским». В его основу легли фрагменты интервью Андрея Арсеньевича французскому радиоканалу «Franse Culture», где он рассказывает о работе над своими картинами. Автор фильма затрагивает тему восприятия творчества режиссера современной молодежью. Дни Тарковского каждый год собирают зрителей разных возрастов. Это говорит о том, что интерес к творчеству режиссера, его особому киноязыку не ослабевает.
Алина ТУРКАНОВА |