| ||||
Настоящий праздник поклонникам джаза подарили своим выступлением в «Классике» 18 мая мейнстрим-трио «Майнугин-Бэнд» и известный джазовый гитарист, народный артист России Алексей Кузнецов.
С ярославскими музыкантами Вадимом и Стасом Майнугиными зрители «Классики» знакомы уже несколько лет. Каждый раз, приезжая к нам с новым концертом, отец и сын представляют ивановцам интересных исполнителей джазовой музыки. И каждый раз это яркие, талантливые музыканты. И вот новая встреча – Алексей Кузнецов. Он легенда джаза, гитарист, композитор, популяризатор джазовой гитары. Начинал в 1960-е, играл совместные концерты с ведущими советскими джазменами своего поколения и зарубежными исполнителями. Несмотря на то что сейчас музыканту уже за 80, он энергичен, и на концерте его позитивный заряд передавался залу, а особый исполнительский стиль смогли уловить все любители джазового мейнстрима. За роялем, как всегда, был Вадим Майнугин, Стас играл на саксофоне, еще один участник трио Григорий Зайцев исполнял партии контрабаса. Джазовые композиции звучали одна за другой, первые аккорды хитов зрители встречали аплодисментами. Думается, впечатления от музыки, филигранной игры исполнителей останутся у слушателей надолго. А Алексея Кузнецова мы пригласили на интервью и поняли, что он не только великолепный музыкант, но и интересный собеседник и очень обаятельный человек.
- Алексей Алексеевич, спасибо, что приехали к нам. - Я всё вспоминал, когда же я здесь был. Мне кажется, что в 1975 или 77-м году. Я тогда работал в оркестре Юрия Силантьева, с которым и приехал, играл сольный номер. Где – это уже трудно сказать.
- Когда Вы впервые услышали джаз и поняли, что это Ваше? - Да я ничего не предпринимал, чтобы услышать его, просто джаз был во мне. Мой папа был гитаристом, и этим всё сказано.
- «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» - фраза, можно сказать, историческая. Сталкивались ли Вы с неприятием джаза и приходилось ли отстаивать право заниматься этим музыкальным направлением? - Я считаю себя во «втором эшелоне» джаза. С запретами на джаз сталкивались мои старшие товарищи. Мне об этом рассказывали: за джаз музыкантам действительно серьезно попадало. Ну а когда я начал выступать с гитаристом Николаем Громиным (его уже, к сожалению, нет), мы были вне этой полосы. Папе моему тоже в этом смысле повезло. По профессии он был топографом, потом заинтересовался балалайкой, затем пришла гитара. Сначала он работал в оркестре Московского художественного театра, аккомпанировал песни, романсы. А потом, в 1930-х годах, поступил в Госджаз СССР – вполне официальное учреждение культуры.
- А Ваша музыкальная карьера началась в оркестре Ю.В. Силантьева? - Да. В 1962 году я окончил музыкальное училище по классу домры (потому что по классу гитары тогда не учили) и тут же сменил папу в оркестре Юрия Силантьева.
- У Вас большой, насыщенный творческий путь, огромное количество концертов, в том числе джазовых. Какие выступления особенно памятны? - Это, конечно, большая история. Если говорить о джазе, серьезно это началось с выезда в 1979 году в Варшаву на международный фестиваль «Jazz Jamboree». Я поехал в составе квартета Госкино СССР. Это была важная оценка нас всех и, в частности, меня при упоминании темы Дж. Гершвина «Summertime». У меня было открытое вступление, потом шло фортепиано, и я заканчивал. Кроме того, я играл эту пьесу соло. Диктор фестиваля потом так меня и называл: «Алексей-Summertime». Так ко мне и прикрепилось это имя. Затем, Индия-82, Бомбей. Тогда для меня было необычно: джаз в Индии. Очень интересно. 1988 год – США. У нас была большая группа во главе с историком джаза Алексеем Баташевым, моим большим другом. Были выступления в университетах, мастер-классы. Вспоминается еще Сингапур, Индонезия, Мальта. Интересные встречи… Мне было очень важно что-то узнать, познать, воспитать в себе и чтобы это всё начало действовать. И это до сих пор действует. Я без этого не живу. Каждый день себе говорю: «Надо что-то делать». И если что-то сделал, я считаю, что день прошел удачно.
- А как проходит Ваш обычный день? - День начинается с небольших физических упражнений, это необходимо мне для здоровья. Я живу за городом, есть лопата, грабли – с утра немного работаю на участке. Где-то в 11-12 часов как раз наступает время, когда «надо что-то делать», я сажусь в машину и еду по делам. Потом я смотрю телевизор (да, я его смотрю!), французский канал «Mezzo», там звучит разная музыка – классика, балет, джаз, показывают уникальные концертные записи, рассказывают о музыкальных новостях. Это сразу обогащает. Хотелось бы, чтобы и у нас был подобный телепроект. Во второй половине дня я работаю с документами, то есть со своим архивом. А к вечеру, если есть концерт – значит концерт, или я готовлюсь к своим программам.
- А что это за программы? - Музыкально-просветительские. Сегодня этого мало. Молодежь многого не знает, а мы должны дать ей знания. Буквально вчера я проводил в кафе «Эссе» свой третий вторник месяца. Я раскрывал с точки зрения эстрадно-джазовой музыки портреты наших прекрасных композиторов Андрея Эшпая и Мурада Кажлаева. Их музыка звучала в кино, на эстраде. Кстати, в «Эссе» собирается аудитория абсолютно разного возраста, не только молодежь. И я очень этому рад. Я рассказываю и показываю на экране, у нас играет ансамбль. А в джаз-клубе «Арт-бит» у Алексея Козлова я выступаю с программой «Гитарные формы». Так что джаз меня движет.
- А что касается концертов? - Сейчас больше клубных концертов. Еще я всегда рад ответить взаимностью, когда меня приглашают в оркестр Гараняна. А с Вадимом Майнугиным мы знаем друг друга с 1960-х годов. Познакомились на одном из фестивалей в Ярославле. С тех пор дружим. Завтра мы едем выступать в Рыбинск, затем в Ярославль. Я надеюсь, что все это идет навстречу 100-летию отечественному джазу, которое мы отмечаем в этом году.
- Какой период сейчас переживает джаз в России? - Наш джаз жив. Еще много осталось исполнителей прошлых лет, они с удовольствием откликаются на предложения выступать. Я называю их «седой джаз». Молодой джаз существует тоже, есть очень хорошие музыканты. Надо, чтобы мы общались, чтобы не было раздела между нами. Поэтому я стараюсь своими музыкально-просветительскими программами соединить поколения.
- Я желаю, чтобы «седой» и молодой джаз шли рука об руку. Всего Вам доброго!
right/ italic/Алина ТУРКАНОВА |