| ||||
Каждая встреча в «Классике» с московским фотохудожником Максимом Киреевым становится событием - будь то его персональная выставка или проект с участием столичных фотографов. Новая персональная выставка мастера пригласила зрителей в город на Неве.
Она приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I, основателю Петербурга, и проходит в рамках юбилейных мероприятий к 265-летию Российской академии художеств. Названием «Сэр Ленинград, Петербург, Петроградище» послужила строчка песни Ю. Шевчука. По словам Максима Владимировича, она наиболее ярко отражает современное состояние Петербурга. Здесь очень чувствуется связь времен: Петербург - современный мегаполис, в котором отчетливо слышно дыхание истории. В своих фотоработах Максим Киреев сконцентрировался на узнаваемых питерских достопримечательностях - Медный всадник, Исаакиевский собор, Александровская колонна, скульптуры Аничкова моста, Летний сад и другие. Некоторые из них мы видим дважды с разных ракурсов, при этом одна серия фото напечатана на бумаге, другая - на полистироле в удлиненном формате. Этим фотохудожник показывает, как один и тот же кадр работает в разном исполнении. Изобразительный ряд из 40 фотографий автор решил разнообразить стихами о Петербурге, написанными в различные эпохи. Так что Петербург предстает перед гостями выставки не только визуально, но и с точки зрения восприятия классиков - А. Пушкина, О. Мандельштама, И. Бродского и других. На открытии выставки генеральный директор НПО «Консультант» Александр Иванович Иванников поблагодарил Максима Владимировича за прекрасную выставку: «Она, как всегда, изысканна и требовательна к оформлению и подаче. Безупречны кадры и безупречны мысли, которые в них заложены». Куратор выставки Вера Васильевна Коровина напомнила, что Максим Киреев является председателем секции Арт-фото ТСХ России, почетным членом Российской академии художеств. Он участник более 230 выставок с 1986 года, в том числе за рубежом, автор и руководитель экспериментальных творческих мастерских. Выставка, посвященная Петербургу, - 9-я выставка по счету из тех, что проводились в нашей галерее совместно с Творческим союзом художников России, и четвертая персональная Максима Киреева в «Классике». Фотоработы восхитили многих гостей. Слова признательности автору выразил председатель комитета по культуре г. Иваново Сергей Фролов, который в свое время учился в ленинградском вузе. Известный ивановский фотограф Сергей Насонов отметил безупречное техническое исполнение и экспозицию выставки, выдержанную в едином стиле. К выставке «Сэр Ленинград, Петербург, Петроградище» наша творческая команда подготовила фильм. Работать над ним было истинное удовольствие, поскольку отношение к Петербургу всегда особое. Мы предложили зрителям увидеть Северную столицу глазами фотохудожника: проиллюстрировали его фотоработы интересными историческими фактами и поэтическими отрывками. В фильм дополнительно были включены фотоработы, не вошедшие в экспозицию выставки, а также фотографии, сделанные одним из ранних фотографов Петербурга XIX века Альфредом Лоренсом. Их Максим Киреев предоставил нам из своего семейного архива.
Мы шли с Максимом Владимировичем по галерее, останавливаясь у некоторых работ. Вот «Жаркий день. Пляж на Заячьем острове» - Этот кадр привлек меня тем, что он не особо характерен для Питера, - рассказал фотохудожник. - Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Зимний дворец и в то же время отдыхающие на пляже. Но это тоже Питер. Он будничный и величественный, современный и исторический. И эта фотография, как мне кажется, отражает связь времен.
- Какое отношение к Петербургу у Вас, коренного москвича? - Действительно, я являюсь коренным москвичом как минимум в четвертом поколении. Как многие жители нашей страны, я люблю Петербург. Это исключительный город, не похожий на другие. Он многогранный, многоплановый, интересный… Можно наговорить много эпитетов. Питер - единственный и неповторимый.
- Вы часто бываете в Северной столице? - Впервые я посетил Ленинград, когда учился в классе пятом-шестом. Поехал на экскурсию от маминой работы. Был конец осени - начало зимы. Холодно, быстро темнело. Запомнилось посещение Эрмитажа, «Авроры», Исаакиевского собора и других основных достопримечательностей. В следующий раз я приехал в Питер в 1979 году, будучи студентом. А затем уже в 2014 году. Идя по Невскому проспекту, я подумал: «Сколько же лет я здесь не был?» И понял: 35 лет! Я стал вспоминать местоположение тех мест, которые посещал много лет назад. Следующие поездки - 2018, 2021, 2022 годы. Тогда и были сделаны фотографии, которые мы сейчас видим. Была разная природа и погода, разное настроение, поэтому город отразился в этих состояниях.
- Есть ли у Вас любимые места в Петербурге? - Вообще, находясь в каких-то больших исторических городах, я люблю гулять по центру. Блуждание по старым улочкам позволяет впитать атмосферу города. Мне нравятся и питерские каналы с небольшими мосточками, это слияние воды и архитектуры меня вдохновляет. Меня радует, что Питер не подвержен таким перестройкам, как Москва. Ведь практически каждое здание в центре имеет историческую ценность. Мне нравится широта этого города. Он не растет вверх, как Москва. Петербург - город широкий, поэтому на выставке почти все работы горизонтальные. Для некоторых я взял специально удлиненный формат. Низко идущие над городом облака - эта горизонталь и подсказала мне, что должна быть черно-белая серия.
- Вы автор не только работ, но и самой экспозиции. Расскажите, как работали над ней. - Создавая экспозицию выставки, мне хотелось показать Петербург так, чтобы он сразу узнавался. Упор был сделан на ключевые достопримечательности города с учетом моего прочтения и восприятия этих мест. Очень рад вновь оказаться в Иванове, увидеть знакомые лица. Выставка не могла бы состояться без поддержки Александра Ивановича и Веры Васильевны. Им - моя особая благодарность. Всегда подкупают авторов выставок серьезные, благодарные зрители. В Иванове именно такие и многие, так же как и я, любят город на Неве. Алина ТУРКАНОВА |