| ||||
Примерно за неделю до объявленного концерта этого музыканта билеты на выступление были проданы. Тем не менее некоторые зрители пришли и в день концерта, 21 октября, в надежде услышать исполнителя. Попасть на концерт смогли не все.
«Сегодня у нас в гостях музыкант, имя которого едва ли требует особого представления. Иван Бессонов!» - так представил известного пианиста ведущий концерта Евгений Борзов. Слава и известность пришла к юному Ивану в 16 лет – в 2018 году он стал первым российским музыкантом, победившим в конкурсе «Классическое Евровидение» в Эдинбурге. Он родился в Санкт-Петербурге в семье музыкантов. Мама Мария Бессонова – скрипачка, отец Алексей Григорьев – пианист, композитор и звукорежиссер, два младших брата Даниил и Никита учатся в ЦМШ по классу скрипки, становились лауреатами международных конкурсов. Иван в настоящее время – студент консерватории им. П.И. Чайковского. На его счету победы в различных всероссийских и международных конкурсах, а этим летом он стал золотым призером Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова в Москве. Талант молодого пианиста неоспорим. В этом могли убедиться зрители «Классики». Иван Бессонов покорил зал с первого сыгранного произведения – сонаты № 2 А. Скрябина. Это было виртуозное и очень вдохновенное исполнение. Было видно, что Иван полностью отдается процессу и это ему очень нравится. Программу концерта составили также произведения С. Рахманинова, Ф. Шопена, Й. Брамса и М. Равеля. На бис прозвучало адажио из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Зрители рукоплескали, кричали «браво» и были искренне благодарны музыканту за блестящее выступление.
Иван оказался открытым и интересным собеседником. Наш разговор начался с его впечатлений о нашем городе: - Казалось бы, очевидно: раз я Иван, то должен побывать в Иванове. Я в первый раз в этом городе, успел прогуляться по центральным улицам и набережной. Сейчас такая особенная осенняя атмосфера, и город очень кинематографичен в хорошем смысле слова. А вообще в каждом городе есть что-то свое.
- Отличается публика в разных городах? - Между публикой в столице и других городах есть различия. Всегда очень тепло и радушно принимают всё, что ты предлагаешь и делаешь, зрители из небольших городов. И когда выходишь на сцену, чувствуешь, что можешь играть, как тебе хочется. В столице часто оценивающий интерес: «А как он сегодня сделает это?» Но на самом деле в момент выступления, по сути, не важно, где и перед кем ты играешь, потому что тут уже главенствует музыка, если ты это делаешь искренне и, как говорил Сергей Васильевич Рахманинов, «от сердца к сердцу» - это всегда найдёт отклик у самой подготовленной и неподготовленной публики.
- Вспомните тот день, когда вы проснулись знаменитым. Я имею в виду Вашу победу в «Классическом Евровидении» в 2018 году. Как изменилась после этого Ваша жизнь? - На следующий день после «Евровидения» моя жизнь действительно изменилась. Но мне кажется, профессия классического музыканта, кем я являюсь, не подразумевает слова «знаменитый». Особенно в моем возрасте, ведь я пока еще учусь и известен только в узких кругах, где интересуются классической музыкой. Да, после «Евровидения» ко мне был повышенный интерес, я бы даже сказал, не очень здоровый, потому что лучше или хуже я играть не стал, а интерес появился. Наверное, это связано с популярностью в нашей стране «Евровидения», каким-то «божественным» ореолом вокруг него. За первые два месяца я дал около 120 интервью. Меня показывали по ТВ и везде, куда можно, приглашали. Это была очень ненормальная ситуация. Она мешала прежде всего занятиям музыки и просто жизни. В какой-то момент я пытался от этого абстрагироваться, но это было не так-то просто. На самом деле это был очень важный этап. В мире современной музыки важно показаться до определенного возраста. Если молодые музыканты начинают участвовать в серьезных конкурсах после 25 лет, то, как правило, у них гораздо меньше шансов выйти на большую сцену, чем у тех, кто начинает участвовать в тех же конкурсах с 15 лет.
- В семье музыкантов сложно не стать музыкантом. Тем не менее были у Вас мысли посвятить себя другой сфере? - Они есть и сейчас. Я человек, который мечтает 24 часа в сутки. Я очень люблю футбол, и мне часто снится, что я профессиональный футболист. Я играл в футбол, но это достаточно травмоопасный вид спорта (как-то даже мне пришлось выходить на сцену на костылях из-за травмы ноги), поэтому я отказался от футбола. В таких сферах, как спорт и искусство, становление начинается с самых ранних лет. Мой путь мой выбран, и с него я сворачивать не намерен. За инструментом я оказался благодаря папе. Он буквально вел меня за руку с 6 до 12-13 лет. Это титанический труд. Я только сейчас начинаю осознавать масштабы всего этого и очень благодарен родителям. Мама «взяла за руку» моих братьев. Им сейчас 15 и 17 лет. Я рос в доме, где музыка звучала постоянно. И сейчас звучит. Нам очень повезло с соседями. При встрече с нами они говорят: «Какую сложную музыку вы играете! Нам так нравится!»
- Вы занимаетесь композицией. Ваша музыка звучала в кино. - Когда меня называют композитором, я смеюсь, потому что пока это происходит любительски, когда есть время. Мой опыт в кино был достаточно абстрактным. Родители выкладывают в Интернет наши с братьями записи. Режиссер Виктор Косаковский наткнулся, в частности, на мои сочинения и попросил разрешения использовать их в своем фильме «Ветрянка». Так что ничего специально для кино я не писал. Но я совсем не исключаю возможности в будущем попробовать себя в качестве кинокомпозитора. Мне это интересно. В современной киномузыке эталоном для меня является Уильямс с его невероятным количеством хитов.
- Вы сотрудничаете с такими дирижерами, как Спиваков, Гергиев, Сладковский. С кем из них работать было интереснее всего? - Многое в оркестре зависит от того, насколько налажен контакт с дирижером, насколько вы близки к музыкальной идее, близки по духу. Больше всего я играл с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, и с самого первого выступления четыре с половиной года назад у нас был найден энергетический контакт, который лично я очень сильно ощущаю, и это очень важно при взаимодействии на сцене.
- Сегодня в концерте вы блестяще исполнили Вариации на тему Корелли С. Рахманинова, юбилей которого мы отмечаем в этом году. Как Вы относитесь к этому композитору? - Рахманинова больше начинаешь понимать с возрастом. В отличие, например, от Моцарта, который кажется понятным в детстве, а чем старше становишься, тем он более кажется недостижимым.
- В концерте прозвучали также Брамс, Скрябин, Равель, Шопен. Это Ваши любимые композиторы? - Музыка, которую я играю, - моя любимая. Ее я и выношу на концерты. По-другому не могу, иначе не имеет смысла выходить на сцену.
Алина ТУРКАНОВА |