| ||||
«Классика» давно знакома с этим человеком. С 2013 года в художественной галерее проходят выставки с участием картин из его коллекции. И хотя он сам является художником, «Классика» представляет его работы впервые.
Эдуард Донцов - живописец, художник по тканям, реставратор, коллекционер, талантливый и в общем-то скромный человек. Его персональная выставка в нашей галерее задумывалась еще в прошлом году, к 60-летию Эдуарда Геннадьевича. Но тогда он признался, что еще не готов к ней, и «Классика» устроила выставку акварелей из его собрания. Прошел год, и 11 ноября выставка живописи Эдуарда Донцова открылась в нашей галерее. Экспозицию составили 69 этюдов. Сюжеты очень простые - зимний лес, старая деревня, утро на реке, простор полей. Все топографические названия хорошо знакомы - Шуя, Плёс, Чернцы, Лух, Парское, Дунилово, Суздаль. Есть серии «Ялта» и «Бодрум». Но самое главное в работах то, что они раскрывают тончайшие нюансы настроения этих мест, этюды очень эмоциональны. «Валентин Серов говорил, что нужно писать отрадное, - сказала куратор выставки Вера Васильевна Коровина. - На этой выставке именно такие - отрадные работы». Она также отметила, что сейчас художники редко работают на пленэре, а Эдуард Геннадьевич продолжает традиции пленэрной живописи. В зале «Классика» было достаточно многолюдно. Поздравить Эдуарда Геннадьевича с открытием выставки пришли многие его друзья, почти все они представители мира искусств. Это председатель Комитета по культуре г. Иванова Сергей Фролов, заместитель председателя Ивановского отделения Союза художников России Александр Климохин, художники Олег Журавлев и Александр Антохин, директор Музея фарфора, лаков и живописи в Плёсе Наталья Марушкина. Искусствовед Юрий Ермилов ранее знал Эдуарда Донцова как художника по тканям и впервые увидел его живопись на открывшейся выставке. С мнением искусствоведа согласились многие. «С первой работы я понял, что здесь есть высокая культура настоящей живописи, в которой величайший вкус без всякой вкусовщины, - сказал Юрий Иннокентьевич. - Сам мазок напоминает манеру, как писали примерно 150 лет назад. Так сейчас художники не пишут. Я понял, что умение реставрировать самых разных мастеров дает такое колоссальное преимущество, причем не только в манере наложения краски, но и в самом цвете». Юрий Ермилов точно определил, что художник использует краски «из прошлого», у них другое качество. И действительно, Эдуард Геннадьевич пишет красками, сохранившимися у него с 1970-х годов! Это отражается прежде всего на цветовой гамме произведений. Но главное, что выделил искусствовед, - все работы в экспозиции достойны музея. С открытием выставки Эдуарда Геннадьевича поздравили и его дочери Елена и Мария. Они выбрали для себя профессии, не связанные с изобразительным искусством (Елена -редактор на радио, Мария руководит маркетинговым отделом и преподает танцы), но они искренне рады за отца и гордятся им. По традиции вечер завершился концертом. На сцене выступили студенты эстрадного отделения Ивановского музыкального училища и солисты вокально-эстрадной студии «Первоцвет» (художественный руководитель - Светлана Рыжанова). Классические и современные вокальные композиции, джаз и песни из кинофильмов в их исполнении замечательно дополнили праздник и зарядили всех зрителей отличным настроением.
С Эдуардом Донцовым мы не раз встречались на интервью. Если в предыдущих беседах речь шла, как правило, о других художников, чьи произведения составляют его собрание, то в этот раз мы говорили о творчестве самого Эдуарда Геннадьевича.
- Вас знают как коллекционера, художника, реставратора. Что для Вас на первом месте? - В первую очередь я, конечно же, художник. Это было, есть и будет. Коллекционирование - это заполнение некоего вакуума, который образовался в моей жизни, когда перестали работать фабрики, где я работал художником текстильного рисунка. Именно после этого я стал более скрупулезно заниматься коллекционированием - упорядочил свое собрание, стал показывать эти работы на выставках. Более плотно взялся за живопись последние 5 лет. А когда я работал художником текстильного рисунка, то занимался ею по 6 часов в день.
- Работы в экспозиции ранее выставлялись? - Несколько работ являются повторами - их первоначальные варианты купили на первой моей выставке в галерее «Парабола». Но основная часть выставляется впервые. Это этюды - рабочий материал художника, им только предстоит стать картинами.
- Пейзажи - единственный жанр, в котором Вы работаете? - Еще я пишу натюрморты. Может быть, представлю их на следующий год. А в этот раз я захотел показать пейзажи. Думаю, не стоит показывать всё сразу, иначе художник может стать неинтересен зрителю. Нужна какая-то интрига.
- Вера Коровина во вступительной статье к буклету о выставке сказала о Вас как о продолжателе традиций Валентина Серова. На каких мастеров Вы равняетесь? - Для меня мнение Веры Васильевны стало большой неожиданностью и несколько смутило. А в своем творчестве я ориентируюсь, например, на Николая Фешина (художника начала XX века, эмигрировавшего после Октябрьской революции), Бориса Угарова, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Вячеслава Федорова. На самом деле таких мастеров много. Каждый художник при посещении какой-либо выставки загорается и хочет внести в свои работы часть увиденного.
- Расскажите интересную историю создания одной из работ в экспозиции. - Одна из последних - работа 2019 года «Хурма». Я был в гостях у художника Алексея Столяренко (внука народного художника Украины Петра Столяренко) в Ялте. Я никогда не видел, как растет хурма. А тут в пяти шагах от дома, на крыше сарая, в середине ноября! Нагнулась, распласталась по всей поверхности. Я написал 7 этюдов с крыльца дома. Кстати, в коллекции Алексея оказались работы ивановских художников. Одна из них - этюд с дарственной надписью Александра Кротова.
- Как Вы находите тему, объект для написания пейзажа? - Здесь можно сравнить с тем, как ищут объекты съемки фотографы. Он ищут места, чтобы прийти в определенный день, когда будет то особое состояние природы, которое нужно запечатлеть. Так же действуют и художники. Самые лучшие этюды получаются утром и вечером. В туманах есть тайна, а тайну интересно писать. Я не люблю писать традиционные места: их все знают, ничем зрителей не удивить. Мне нравится работать с цветом, ведь я художник текстильного рисунка. Не люблю делать работы на заказ. Работаю на пленэре, на отдыхе - что называется, для души.
Алина ТУРКАНОВА |