| ||||
Постоянные посетители художественной галереи «Классики» привыкли к определенному сценарию открытия наших выставок: в назначенный день приходят зрители, знакомятся с экспозицией, затем следует торжественное открытие в нашем зале или галерее. Новая выставка отличалась от предыдущих. Она – виртуальная, а ее открытие 24 января скорее можно было назвать творческим вечером, главными героями которого стали художник-график Андрей Монаков и его работы.
В прошлом году члену Союза художников России, члену Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО Андрею Монакову исполнилось 60 лет. Андрей Борисович - выпускник Ивановского художественного училища. Его работы находятся в самых разных коллекциях, в том числе в Министерстве культуры РФ, фондах художественных выставок России, Ивановском отделении Союза художников России, частных коллекциях. Основное направление в его творчестве – плакат. Оно и определило эту необычную выставку мастера. «Мы с Андреем вместе начинали творческую деятельность в 1980-х годах, – рассказал на вечере близкий друг художника, заместитель председателя Ивановского отделения Союза художников России Александр Климохин. - Андрей и тогда очень здорово занимался плакатом. Я увидел перекличку между его прежними работами и тем, что он делает сейчас с помощью компьютерной графики. В основе - накопленная за жизнь философско-творческая база. Это очень интересно и захватывающе». Вечер вели кандидаты филологических наук, преподаватели ИвГУ, писатели Софья Рэм и Дмитрий Лакербай. Они написали вступительную статью к выставочному каталогу. Куратор выставок в «Классике» Вера Васильевна Коровина напомнила, что Софья Рэм - художник и несколько лет назад в «Классике» прошла ее персональная выставка. Перед тем как мы увидели работы Андрея Монакова на экране, Софья Рэм предупредила, что зритель не увидит знакомых классических сюжетов - пейзажей, натюрмортов, портретов. И действительно, перед нами предстал совершенно иной жанр. Это плакат-коллаж философского содержания, где каждая деталь - символ. Художник реконструирует реальный мир, необычно располагая его объекты, акцентирует наше внимание на определенных моментах, смещает ракурс нашего восприятия. Можно заметить повторяющиеся образы и мотивы – безголовость персонажей, изящные женские ножки при отсутствии тела, подиумы, старый шкаф. Это определенные знаки, коды. Первая мысль, возникающая пр просмотре работ Андрея Монакова — это сюрреализм. Собственно, и выставка называется «Сны». Но, как подчеркнула Софья Рэм, «преображенную реальность мы не должны воспринимать в отрыве от актуальных проблем современности». Ведущая обратила также внимание, что монохромные работы Андрея Монакова отсылают зрителей к известной серии офортов Ф. Гойи «Капричос», в которых художник обличал и высмеивал пороки общества. Публицистический жанр плаката предполагает значимость современных событий и явлений, и посыл работ Андрея Монакова – заставить зрителя задуматься над вопросами природы и эволюции общества. Картины перенасыщены по смыслу, и экранного времени не хватало, чтобы рассмотреть все детали и воспринять все метафоры и символы. На примере картины «Декларация», единственной работы, представленной на вечере в привычном для зрителя напечатанном виде, Дмитрий Лакербай показал, как можно «прочитать» эти плакаты. Здесь прослеживается и мотив потребительской цивилизации, и эстетика зла. А часто встречающиеся в работах художника ноги без тела можно определить как «безголовый соблазн».
Впрочем, каждый зритель может по-своему трактовать образы. Важно, что художник ведет с нами серьезный разговор о современном: об истинных и ложных ценностях, пути цивилизации, о нашей жизни и о нас самих.
Алина ТУРКАНОВА |