TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

07

04/2023

Евгений Финкельштейн: «Любимое - то, что играешь в данную минуту»

21 марта на сцене «Классики» выступил один из выдающихся российских гитаристов Евгений Финкельштейн с программой «Гитара. Через века».

Мы знакомы с Евгением с 2014 года - тогда он впервые приехал в «Классику» с сольной программой. Он выступал не раз в нашем зале, и каждый концерт становился событием и настоящим подарком поклонникам классической гитары.

В новой программе музыкант представил не только произведения разных веков, как следует из ее названия, но и познакомил слушателей с редко исполняемыми пьесами, которые, по словам Евгения, «выходят за рамки «дежурного» репертуара».

В первом отделении прозвучала английская, французская и немецкая музыка XVI-XVIII столетий. В оригинале они были написаны для инструментов, популярных во времена барокко и эпоху Возрождения, - это лютня и виола да гамба. Джон Доуленд, Антуан Форкре, Генри Пёрселл, Марен Маре, Карл Фридрих Абель - их музыка может показаться несколько отстраненной, далекой от нас. Но пьесы, написанные несколько веков назад, посвящены любви, страданиям, мечтам - словом, тем чувствам, которые испытывают люди во все времена, так что самый неподготовленный слушатель может расслышать их отражение в музыке.

Во втором отделении Евгений Финкельштейн представил произведения русской гитарной музыки XIX - начала XXI века. Сочинения наших выдающихся композиторов - Виссариона Шебалина, Николая Александрова, Александра Мосолова, а также супруги музыканта Юлии Финкельштейн не были контрастом пьесам первого отделения, а, скорее, стали продолжением доверительного разговора со слушателем и подчеркивали связь времен.

Зрители оценили шедевры старинной и современной музыки, их филигранное исполнение, тонкость и выразительность звучания гитары и были благодарны Евгению Финкельштейну за выступление. Встреча с гитаристом после долгого перерыва оказалась интересной и очень теплой.

Нам интересно было узнать, что нового произошло в творческой жизни Евгения за это время.

- Важным событием во время вынужденной паузы стала запись двух компакт-дисков, - поделился Евгений. - Первый - «Барокко» с произведениями, написанными в оригинале для виолы да гамба. Надо сказать, что строй виолы да гамба очень похож на гитарный, что делает звучание музыки, написанной для этого исторического инструмента, на классической гитаре очень естественным и благородным. Диск «Барокко» включает мои переложения сочинений великих французских и немецких гамбистов. И могу похвастаться, что все они записаны впервые вообще.

Второй диск - «Русская гитарная музыка. Неизвестные шедевры» охватывает период с XIX до начала XXI века. Так же, как и в диске «Барокко», почти все пьесы записаны впервые вообще.

В период локдауна был инициирован и проведен ряд конкурсов онлайн по записям участников. Я входил в состав жюри. Конкурсов было такое количество, что в какой-то момент это стало меня утомлять.

У нас была задумка конкурса «Русская гитарная музыка», но проводить его было нельзя из-за пандемии, а по записям не хотелось. И знаете, что мы придумали? Провести фестиваль в прямом эфире! Кстати, так мы проводили экзамены в училище. Такой формат делает выступление живым. С одной стороны, это была вынужденная замена традиционному формату конкурса, с другой - конкурс объединил музыкантов из самых отдаленных уголков страны, большинство из которых не смогли бы приехать к нам, в Москву. Онлайн в прямом эфире уравнял всех в возможности участвовать. И это было здорово! Я сейчас даже скучаю по этому формату.

Из недавних интересных событий могу назвать фестиваль в Московском доме музыки «Гитара. От классики до рока», уже 10-й по счету. Я начинал как рок-музыкант, и любовь к року осталась. Показать в каждом концерте фестиваля разные грани гитары, не боясь контрастов, было спорно, рискованно, экспериментально. Мы разрушили границы между направлениями, жанрами, объединили разные аудитории. На концерт пришли и рокеры в косухах, и интеллигентные мамы с детьми, обучающимися классической гитаре. Одна из таких мам в антракте сказала мне: «Мы шли на классическую гитару, но даже не подозревали, насколько богата гитара вообще. Это для нас открытие».

- Как Вы выбираете произведения для своих программ?

- Это происходит по-разному. Многое зависит от общения. Если взять музыку барокко, то здесь влияние моего друга и коллеги Андрея Чернышова, который здесь неоднократно выступал. Я помню, как он сказал мне: «Виола да гамба так близка гитаре, в ней столько красоты!»

Наш выдающийся композитор и гитарист Сергей Руднев открывает музыку, которая написана более 150 лет назад, и перекладывает 7-струнную гитару на 6-струнную. Эти произведения воспринимаются как новые. Мне они интересны.

Моя супруга Юлия, композитор и музыковед, посоветовала мне обратить внимание на пьесы Шебалина, который не был гитаристом, но писал для гитары и оставил ряд удивительных шедевров в 1950-60-е годы.

А субъективно выбираешь пьесу, как выбирают жену или мужа, - по душевному отклику. Можно, конечно, сыграть и без любви, но это уже не то. А любимое - то, что играешь в данную минуту.

- Сегодняшний концерт прошел в рамках гастрольного тура?

- Да, это небольшой тур - Иваново, Кострома, Ярославль. Что касается зала «Классика», то отношения с ним стоят особняком. Зал акустически прекрасен, находится в удивительной гармонии с классической гитарой. Мы давно знакомы с Алексеем, блестящим, тонким профессионалом (Алексей Смирнов - звукорежиссер концертов «Классики». Прим. ред.). С годами зал стал намоленным местом - у меня именно такое от него ощущение по сравнению с тем чувством, когда я впервые оказался здесь.

- Спасибо за такой отклик и Ваше выступление! Будем ждать Ваших новых концертов в «Классике».

Алина ТУРКАНОВА

Яндекс.Метрика