| ||||
Венские с изогнутыми спинками, пляжные складные, легкие пластиковые, массивные деревянные, в открытых кафе и на палубе теплохода, в интерьере дома и на городских улицах… Среди этого многообразия стульев, запечатленных фотокамерой с разных ракурсов, в разных пространствах и разных точках мира, помимо прочих вспомнилась цитата из знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова о том, что статистика знает всё, кроме количества стульев.
Вряд ли кто-то из гостей новой выставки в «Классике» задавался целью сосчитать на фотографиях стулья и столы. Эти привычные нам предметы обихода, которые мы почти не замечаем в повседневной жизни, пробудили в зрителях фантазию, вдохновляли на путешествия, приглашали к размышлению. Порой хотелось раздвинуть кадр и посмотреть, что там, за ним. И воображение рисовало сюжеты... Вот заснеженное кафе: посетителей давно нет, а на столике, засыпанном снегом, символ Нового года – снеговичок. Интересно, кто его сюда водрузил? Дети, игравшие неподалеку, или работник кафе решил напомнить о наступающем празднике? А этого пестрого попугая, гордо восседающего на легком складном стуле, наверняка оставил своим заместителем продавец бейсболок… А в этом ресторане всё готово к приходу гостей: нарядные скатерти, изящные приборы и стулья в чехлах, расставленные вокруг столов... А как весело целой компанией забраться на арт-объект в виде огромного зеленого стула! И так до конца экспозиции – у каждой фотографии своя история. Это буйство воображения и невероятной радости подарил своей новой выставкой давний друг «Классики», председатель секции «Арт-фото» Творческого союза художников России Максим Киреев. Это его пятая выставка в нашей галерее. До этого с успехом прошли «London Town», «Грани», «Возможности невозможного», «Сэр Ленинград, Петербург, Петроградище», и еще 5 выставок у нас Максим Владимирович курировал, представляя творчество своих коллег-фотохудожников. «Каждый раз меня покоряют его находки, интересные решения, - поделился генеральный директор «НПО Консультант» Александр Иванников, открывая выставку. – Я благодарен Максиму Владимировичу, что он балует нас своим вниманием». На этот раз фотохудожник приехал со своей супругой Еленой Владимировной. Они уже давно идут вместе по жизни и в творчестве. Елена Владимировна – художник-живописец, заслуженный работник культуры РФ. Но, несмотря на склонность к разным видам искусства, это не помешало им совместно создать несколько живописных работ. Елена Владимировна с большой теплотой отозвалась о нашем творческом объединении: «Это гостеприимный дом, добрый, творческий, настоящий дом культуры. Теперь мне понятно, почему мой муж с таким удовольствием и вдохновением делает здесь выставки». О супруге она говорила как о многогранном и очень глубоком человеке: «Его работы всегда настолько оптимистичны и светлы, что воодушевляют и побуждают ко многому – к размышлению, творчеству, путешествиям». Экспозиция воодушевляла посетителей - каждый мог открыть для себя что-то новое, найти в работах массу смыслов. Хотелось наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Искусствоведы, художники и мастера фотографии отметили высокий профессиональный уровень работ и поздравляли Максима Владимировича с творческой удачей. Ивановский фотограф Сергей Насонов говорил о магии достоверности фотографии и о живом существовании в кадре неживого предмета. Художник Марина Панина отметила колоссальную художественную составляющую работ, композиционные решения, внимание к фактуре, деталям, свету. Максим Владимирович, в свою очередь, поблагодарил гостей за живой отклик и теплые слова, а художественную галерею «Классика» – за многолетнее творческое сотрудничество. Также он вручил диплом Александру Иванникову за участие в выставке проекта РАХ и ТСХР «H2O» Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова в ноябре 2022 года. Напомним, Александр Иванович является членом секции «Арт-фото» и награжден бронзовой медалью ТСХР.
С Максимом Киреевым мы беседовали в галерее, среди его работ. - Когда Вы посмотрели на эти предметы мебели как на объект изобразительного искусства? - Началось всё со скамеек в начале 2000-х. Когда я бы в Лондоне, меня увлекли городские скамейки, к которым там особое отношение. Их много и все они разные. Есть, например, именные скамейки, где на спинках выгравировано имя писателя, известного деятеля или цитаты великих людей. Это вдохновило меня на создание серии работ, часть из которых на одной из московских выставок в 2010 году заняли 1-е место. В том же году экспонировалась выставка памяти известного искусствоведа и фотохудожника Ивана Борисовича Порто, посвященная стульям. Там был, если можно так выразиться, «высший пилотаж» подачи фотоматериала. Безупречная компоновка работ, лаконизм изображения, эстетика и гармония в своем абсолюте. И это при том, что были показаны только одни пластиковые стулья. Поскольку с Иваном Борисовичем у нас были схожие взгляды на многие вещи, я понял, что творческие поиски веду в правильном направлении, что самые обычные предметы достойны стать предметами искусства. Один из моих снимков этой серии – опустевший паб: сиротливо стоят ажурные металлические столы и стулья в свете вечерних фонарей, и только одинокий пустой бокал на одном из столов напоминает о недавних посетителях – немного грустная по настроению картина (эта фотография включена в экспозицию – прим. ред.). Пришло понимание, что это не просто столы и стулья, - это история. История этого дня в пабе. Но завтра будет новый день, сюда придут другие люди, и будет новая история. Жизнь продолжается. И это достойно быть в центре внимания фотографа.
- Чем Вас еще привлекают столы и стулья? - Один из моих любимых афоризмов принадлежит юмористу Константину Мелихану «Ничто так не объединяет людей, как стол обеденный, и ничто так не разъединяет, как стол служебный». В этом глубокая житейская мудрость. Столы и стулья сопровождают нас с детства. За ними мы проводим значительную часть своей жизни. Вспомним хотя бы стульчик для кормления ребенка, где совмещены оба предмета. А если взять, к примеру, круглый обеденный стол. Он, собирая вокруг себя членов семьи, является символом домашнего уюта, спокойствия. Помимо того, что столы и стулья бывают разных моделей, материала, предназначения, за каждым изображением этого предмета стоит какая-то история, сюжет, драматургия, наконец. И это всё очень интересно.
- Сколько таких историй Вы насобирали? - Не могу сказать точно, но их много. На выставке представлены 43 работы. Примерно столько же, из отобранных работ, не вошло в экспозицию. Но тема не закрыта и будет продолжаться.
- В «Классике» прошло уже достаточно Ваших выставок. Заметна Ваша любовь к камерности - к отдельным предметам, их фрагментам, нежели к масштабным картинам. - Может быть. Наверное, это зависит от характера. Потом, есть фраза «Мелочей не бывает». Ведь из мелочей всё и складывается. На мой взгляд, они играют очень важную роль, позволяя через мелкие штрихи и детали раскрыть общую картину. Вспомните хотя бы Шерлока Холмса, который по карманным часам дал полную характеристику их владельца. Мне, как художнику, гораздо интереснее показать общую картину через различные нюансы и детали, чем прибегать к лобовому решению. Если вы заметили, в моих фотоработах мало людей. Я сначала не придавал этому значения. А позже понял, почему так происходит. Для меня важно и интересно быть один на один с объектом съемки, будь то город, природа или что-то еще. Тогда возникает какая-то особая незримая связь между художником и объектом изображения, дающая возможность выразить настроение, чувства, эмоции от увиденного. Хочется через предмет показать что-то больше, чем просто дать его изображение. Отсюда такое внимание к деталям и мелочам. Я прекрасно понимаю значение стаффажа в композиции. И включаю изображения людей в пейзажные работы, когда это необходимо. Порой даже приходится ждать, когда фигура окажется в нужном месте кадра. Но оно того стоит.
- Какие еще бытовые предметы Вы охватили в своем творчестве? - Есть тема чугунных оград, дверей, окон, водосточных труб, есть тема асфальта. Много всего. При многообразии современных технологий и материалов, хочется экспериментировать, пробовать, искать новые решения и в фотографии, и в графике. Так что поводов хватает, чтобы вновь встретиться в Иванове!
Алина ТУРКАНОВА |