| ||||
С художником-реставратором и коллекционером Эдуардом Донцовым «Классика» сделала достаточно много проектов. Эдуард Геннадьевич представлял и свое творчество, но чаще знакомил нас с частью своего собрания, и тогда мы открывали для себя новых художников или неожиданные грани таланта известных мастеров. Новая выставка из коллекции Эдуарда Донцова представляет старинные кроки – рисунки по тканям.
Текстильная тема очень близка Эдуарду Геннадьевичу, ведь он художник по тканям. Именно этой профессии он посвятил много лет, начав работать в 1985 году на Карабановском хлопчатобумажном комбинате имени III Интернационала. До революционных событий 1917 года ткацко-прядильная фабрика принадлежала «Товариществу мануфактур Барановых»: их текстильные изделия славились не только в России, но и за рубежом, особенно на основе красных тканей. Барановские ситцы были одной из визитных карточек традиционной русской культуры, наряду с палехской лаковой миниатюрой или павловопосадскими платками. Карабановский комбинат в советское время старался сохранить традиции барановских ситцев, художники изучали старинные кроки, брали на вооружение их стилистику, а Эдуард Донцов, придя на комбинат, стал их собирать. Многие из кроков были с утратами, и художник реставрировал их. Эту работу он продолжает и по сей день. Выставка «Барановские ситцы», по образному выражению одного из гостей, раскраснелась на два этажа галереи. Открылась она в день рождения Эдуарда Геннадьевича – 28 ноября. Куратор Вера Коровина рассказала, что за последние 10 лет «Классика» представила 6 выставок из собрания коллекционера. Кроме того, картины из коллекции участвовали и в других проектах нашей галереи. Вера Васильевна поблагодарила Эдуарда Геннадьевича за его подвижнический труд. Действительно, сотрудничая с «Классикой» над художественными проектами, он сам не раз подчеркивал, что его не удовлетворяет, если работы будут просто находиться в его собрании, – он хочет донести искусство разных мастеров до зрителя. Об Эдуарде Донцове как об энергичном и щедром человеке, талантливом и вдохновенном художнике-реставраторе, сохраняющем преемственность между прошлым, настоящим и будущим, говорили на открытии пришедшие поздравить его коллеги-художники, друзья и близкие люди. Среди них председатель Ивановского отделения Союза художников России Олег Колбашов, его заместитель, художник Александр Климохин, директор Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алла Чаянова, директор Провинциальной галереи-М Наталья Марушкина, уполномоченный по правам человека Ивановской области Светлана Шмелева, дочь Мария, для которой Эдуард Геннадьевич прежде всего любящий папа. Экскурс в историю барановских ситцев совершил фильм, подготовленный нами к открытию выставки. В него были включены фрагменты документальной ленты 1990 года о Карабановском комбинате, где среди сотрудников был запечатлен Эдуард Геннадьевич, давший небольшое интервью. Наш фильм завершил показ старинных кроков с выставки. Но одно дело – рисунки, представленные в виде картин в экспозиции, другое дело – увидеть, как они смотрятся на одежде. Рисунки по тканям ожили в дефиле. Девушки модельного агентства ИвГПУ (руководитель – Галина Шумарова) представили коротайки, наплечники, верхнюю рубаху – сарафанчик, выполненные из фрагментов аутентичных барановских платков, и, конечно, сами ярко-красные платки с красивыми рисунками. Замечательную текстильную коллекцию на тему барановских ситцев создала творческая команда из ивановского политеха. Ее представила кандидат технических наук, доцент кафедры швейных изделий ИвГПУ Анастасия Корнилович. «Когда Эдуард Геннадьевич рассказал о готовящейся выставке, - поделилась она, - мы решили воссоздать исторические модели разных эпох, разных российских губерний. Нашли аутентичные схемы кроя. Самым важным для нас было максимально воссоздать размер барановского платка». Коллекция стала частью дипломной работы студентки Елены Ивановой. Также над ней работали выпускница ИвГПУ, дизайнер Наталья Набилкова, доцент кафедры конструирования ИвГПУ, член союза дизайнеров России Ольга Голдобина и технолог дизайн-студии Татьяна Пономарева. Вечер завершил музыкальный подарок имениннику и всем гостям. Несколько композиций на саксофоне исполнил Анатолий Полунов, придав большей праздничности нашей встрече.
Во время работы над нашим фильмом мы побывали в мастерской Эдуарда Донцова. Увидели его за работой над восстановлением кроков. Мы поинтересовались, что самое сложное в этой реставрации. - Самое сложное – составить краску тех времен. Даже если попадаешь в нужный цвет, он может приобретать разные оттенки, в зависимости от качества бумаги – ее плотности и цвета, инструмента, которым выполняешь работу (валиком, кистью, флейцем).
- В отличие от живописцев, как правило, имена художников по тканям часто остаются неизвестными. Хочется исправить эту несправедливость. Назовите некоторые имена. - Можно назвать таких художников старинных кроков, как Николай Баранов, Павел Зубов, который был компаньоном фабрикантов Барановых, затем – Маслова, Мурашов, Смирнов. Эти фамилии уже атрибутированы мною по крокам.
- Как происходит поиск даты создания, авторов тех или иных кроков? - Вот недавний пример. В этом году я побывал в музее «Александровская слобода». К своему удивлению, увидел в альбоме текстильный рисунок, стилистика и характер которого идентичен кроку в моей коллекции, который еще не был атрибутирован. Я предполагал, что это 1846 год, а оказалось – 1885. Автор – Маслова. В моей коллекции более 100 рисунков барановских кроков, значительная часть была с большими утратами. Мне интересно этим заниматься, потому что, если не восстанавливать, их просто не будет.
Алина ТУРКАНОВА |