| ||||
![]() | Афиша фестиваля «Весенние воды» собрала яркие и талантливые имена. В эти дни в зале «Классика» состоялись интересные события в рамках нашего музыкального проекта, о которых пойдет речь в этой статье.
Третий фестиваль имени С.В. Рахманинова, открывшийся 1 апреля, продолжил концерт звезды мировой оперы Надежды Павловой и заслуженного артиста РФ Алексея Гориболя. Он состоялся 5 апреля. Интересно, что знаменитая певица с отличием окончила Ивановское музыкальное училище. 20 лет она не была в Иванове, и вот встреча через годы ознаменовалась большим музыкальным событием. Надежду Павлову представил постоянный участник фестиваля, заслуженный артист РФ, пианист Алексей Гориболь. Он рассказал, что познакомился с Надеждой около 20 лет назад на Дягилевском фестивале «и с первого звука, понял, что это жемчуг». Их сотрудничество продолжилось, музыканты делают совместные программы, посвященные творчеству разных композиторов. Впереди у них – Международный фестиваль искусств «Стрелка» в Нижнем Новгороде. Круг поклонников творчества Надежды Павловой все больше расширяется в стране и за рубежом. Ее выступления на мировых музыкальных сценах поистине триумфальны. «Это не только голос, но и потрясающее артистическое, музыкантское погружение в образ», – отметил Алексей Гориболь. В этом могли убедиться зрители зала «Классика». Музыканты представили интересную программу, состоящую из произведений П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Выбор этих двух композиторов неслучаен: Рахманинов – прямой наследник творчества Чайковского. Концерт открыли романсы Петра Ильича на стихи А. Майкова, А. Апухтина, К. Романова, В. Соллогуба. Романс как единое целое голоса, текста и фортепианного сопровождения – такое понимание жанра Рахманинов заимствовал у Чайковского и продолжил в своем творчестве. Во втором отделении мы услышали знаменитую «Сирень», «Не пой, красавица…», «Ночь печальна», редко исполняемый «Островок» на стихи К. Бальмонта и другие романсы Сергея Рахманинова. Зрители с восторгом принимали исполнителей. Вечер романсов стал ярким и запоминающимся событием нашего фестиваля. Не менее ярко выступил на следующий день, 6 апреля, камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» (художественный руководитель – Владимир Плаксин). Коллектив впервые принял участие в фестивале, но ивановцам он хорошо известен: оркестр не раз дарил нам праздник своим выступлением в «Классике». На этот раз «Солисты» привезли два больших произведения – Suite di Personaggi для струнного оркестра Роберто Ди Марино и знаменитый Второй концерт Сергея Рахманинова (в версии для фортепиано и струнного оркестра). Партию фортепиано исполнил доцент Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки Николай Гольцев. С Николаем Олеговичем мы беседовали после концерта. - Впервые я побывал в «Классике» еще студентом в 2012 году вместе с Евгением Брахманом и нашим педагогом Валерием Старыниным, – рассказал пианист. – Мне запомнилась очень душевная обстановка, теплая публика. И вот спустя много лет Владимир Плаксин пригласил меня сюда вновь. - Какое место в Вашем репертуаре занимают произведения Рахманинова? - В первую очередь надо сказать, что фортепиано неотделимо от творчества Сергея Рахманинова. Но, как ни странно, в моем репертуаре не было крупных сольных сочинений композитора, хоть я и люблю этот период нашей истории и культуры – начало XX века, модерн, Серебряный век, особенно московскую композиторскую школу. В своей исполнительской практике я больше сталкивался с сочинениями Скрябина или Метнера. И сегодня, можно сказать, состоялся мой дебют со Вторым концертом Рахманинова. Сразу с шедевром! Владимир Петрович меня пригласил сюда, в этот замечательный камерный зал, сыграть это произведение в таком интересном формате – в версии с камерным оркестром. Это был очень интересный опыт, для меня даже неожиданный. Если у Скрябина или Метнера очень силен личностный пафос в музыке, то у Сергея Васильевича, я бы сказал, довлеет общественный пафос. Его музыка насквозь пронизана вокальными интонациями, она всегда поет. Неслучайно в его творчестве большую часть занимают романсы и вокал – неотъемлемая часть его музыки. Пока я занимался Вторым концертом, очень сильно сроднился с композитором, думаю, что продолжу ближе знакомиться с его творчеством, буду больше исполнять. Надеюсь, даже в этом зале.
11 апреля фестиваль «Весенние воды» от исполнительского направления перешел к научному. В этот день прошла конференция «С.В. Рахманинов и «новое направление» в русской церковной музыке: предшественники и последователи», в которой приняли участие музыковеды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Ведущий конференции, профессор кафедры дирижирования, декан факультета симфонического и хорового дирижирования МГК Алексей Рудневский в приветственном слове сказал: «Хотелось бы отметить место проведения фестиваля и конференции. Это не столица. Это русская земля. Именно русская земля полна и наполняет талантами всю русскую хоровую культуру». Имя Сергея Рахманинова тесно связано с направлением русской церковной музыки, хоровой культурой. Московская консерватория хранит и активно развивает традиции церковного пения, изучает его, поэтому доклады и обсуждение поднятых вопросов были интересны участникам и зрителям встречи. Московские гости выразили надежду, что еще многие темы, касающиеся хоровой церковной музыки, будут представлены и раскрыты на последующих конференциях фестиваля. Как продолжение темы хоровой культуры вечером состоялся концерт Хора Московской консерватории под управлением художественного руководителя Алексея Рудневского. Зрители услышали произведения П. Чайковского, П. Чеснокова, Н. Голованова, М. Штейнберга, других авторов. Конечно, в программу были включены сочинения С. Рахманинова – Этюды-картины, романс на слова Г. Галиной «У моего окна», а «Весенние воды», ставшие визитной карточкой фестиваля, прозвучали дважды.
Концерты фестиваля оставляют теплые зрительские отклики, гости делятся приятными впечатлениями. О событиях, завершивших «Весенние воды», мы расскажем в следующем номере. |