| ||||
28 сентября в 18.30 в Камерном концертном зале «Классика» «НПО Консультант» состоялся концерт фортепианной музыки. Заслуженный деятель искусств России, профессор Академии Антона Рубинштейна в Дюссельдорфе (Германия) Илья Фридман представил свою сольную программу «Вальсы для фортепиано».
Любители настоящей классики начали собираться задолго до начала концерта. Когда произнесли, что сегодня на сцену выйдет человеклегенда, проводник той школы фортепианного искусства, которой славится Россия, зал взорвался аплодисментами. Зрителям Илья Фридман объявил, что хотел бы посвятить этот концерт памяти своего друга – ивановского пианиста Юрия Сергеевича Федорова, которого, к сожалению, уже нет в живых. Сказал несколько приятных слов о зале «Классика», назвав его символом возрождения России, а затем немного поведал об истории вальса и содержании программы вечера. После первого исполненного им произведения – «Благородные и сентиментальные вальсы» Шуберта апплодисменты не хотели смолкать очень долго. Не зря же имя Ильи Фридмана вызывает трепет у каждого, кто хотя бы хоть раз слышал его играющим на сцене. С каким вдохновением и упоением он исполнял классические произведения Шуберта, Шопена, Скрябина! Концерт состоял из двух отделений, в которых звучали бессмертные произведения Шопена, Глинки и Ляпунова, Листа и Прокофьева. Илью Фридмана как музыканта определяют интеллигентность, безграничная любовь к фортепианной классике и тонкий вкус. В тот вечер все они проявились в полной мере, дав публике шанс насладиться глубоким и безбрежным внутренним миром знаменитого музыканта.
Нам удалось побеседовать с пианистом за несколько минут до начала концерта. Вы много выступаете как России, так и в Европе. Как различается публика? Это две разные планеты. Вряд ли можно сказать, что в Германии у меня не так много мастерклассов. Зато в Россию я приезжаю каждый год и провожу мастерклассы в моей родной консерватории в Нижнем Новгороде, и мне приятно, что молодые люди обычно все живо и заинтересованно слушают мои выступления. На Западе, к сожалению, иногда бывает, что мастеркласс состоит из индивидуальных уроков и больше туда никто не допускается. У нас в стране такое не принято. Всегда все было открыто, и каждый мог слушать столько, сколько хотел. Но не могу не заметить: как бы ни играл артист, западная публика всегда настроена благожелательно. Она ценит труд артиста и не пытается взвешивать его таланты, и в конце выступления у них обычно принято аплодировать стоя, что говорит об их вежливости. Основу нашей публики в основном составляют профессионалы, мы пока еще находимся на пути к обретению широкого зрителя. В больших городах, конечно, много настоящих любителей, которые знают, слушают, сравнивают. Но я хочу сказать, что лично для меня всегда труднее играть дома. Почему Вы сегодня выбрали именно программу «Вальсы для фортепьяно»? У меня есть несколько циклов, среди которых есть сонаты, фантазии, прелюдии и вальсы. Почемуто меня потянуло вспомнить этот цикл вальсов, надеюсь, что мой выбор также очень приятен публике. Это своего рода такая короткая панорама в истории жанра. Расскажите о Ваших учениках. Я давно закончил свою педагогическую карьеру. Сейчас в Нижнем Новгороде кафедрой заведует мой ученик Валерий Георгиевич Цехлевин, профессор, заслужанный деятель искусств России. Он прекрасно работает, у него есть свои ученики. Многие мои воспитанники разъехались, живут в разных странах. Есть один ученик – чрезвычайное дарование, сейчас живет в Хорватии, а работает в Японии, много играет и записывается. Очень интересный музыкант. Также не могу не упомянуть мою дочку, я считаю, что она тоже достаточно интересная пианистка, сейчас живет и работает в Германии. Каковы Ваши ожидания по поводу сегодняшнего концерта? Мои ожидания всегда самые светлые. Мне приятно, что люди просто бросили все свои дела и пришли на концерт. Я стараюсь делиться с ними тем, что накоплено у меня внутри. А уж как получится, это один Бог решит. Ваше мнение о зале «Классика»? Это уникальное явление, жалко, что подобное пока очень редко в России. Настоящее чудо, я знаю пока только два таких примера. Дай Бог успеха этому залу и всем, кто с ним связан.
Сложно говорить об Илье Фридмане как о музыканте чтото конкретное, потому что он демонстрирует поистине вершинное исполнение. Чувствуется безграничность личности пианиста, которому подвластны все человеческие состояния. Зрители могли лицезреть потрясающее благородство и выразительность звука и такую ясность музыкального мышления, словно ты сам проживаешь громадные сюжеты, переживаешь человеческие трагедии, испытываешь человеческую грусть. В конце вечера зрители аплодировали стоя, и Илья Фридман исполнил «на бис» еще три вальса. Впечатлений у собравшихся было много, и, пожалуй, лучше всех общее настроение выразила одна из слушательниц: «Такого Шуберта я слышала в первый раз. У Ильи Зиновьевича был слышен потрясающий диалог между мужчиной и женщиной, в котором столько всего, что сложно выразить словами. В этом вальсе доказательство того, что в мире нет ничего более сложного и в то же время прекрасного, чем отношения между мужчиной и женщиной. Его игра и сегодняшний концерт – это вознесение на небо!»
А. Уланова Дополнительно:Оставить отзыв |