TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

28

09/2011

Вальсы для фортепиано

28 сентября в 18.30 в Камерном концертном зале «Классика» «НПО Консультант» состоялся концерт фортепианной музыки. Заслуженный деятель искусств России, профессор Академии Антона Рубинштейна в Дюссельдорфе (Германия) Илья Фридман представил свою сольную программу «Вальсы для фортепиано».

Любители настоящей классики начали собираться задолго до начала концерта. Когда произнесли, что сегодня на сцену выйдет человек­легенда, проводник той школы фортепианного искусства, которой славится Россия, зал взорвался аплодисментами. Зрителям Илья Фридман объявил, что хотел бы посвятить этот концерт памяти своего друга – ивановского пианиста Юрия Сергеевича Федорова, которого, к сожалению, уже нет в живых. Сказал несколько приятных слов о зале «Классика», назвав его символом возрождения России, а затем немного поведал об истории вальса и содержании программы вечера.

После первого исполненного им произведения – «Благородные и сентиментальные вальсы» Шуберта апплодисменты не хотели смолкать очень долго. Не зря же имя Ильи Фридмана вызывает трепет у каждого, кто хотя бы хоть раз слышал его играющим на сцене. С каким вдохновением и упоением он исполнял классические произведения Шуберта, Шопена, Скрябина!

Концерт состоял из двух отделений, в которых звучали бессмертные произведения Шопена, Глинки и Ляпунова, Листа и Прокофьева. Илью Фридмана как музыканта определяют интеллигентность, безграничная любовь к фортепианной классике и тонкий вкус. В тот вечер все они проявились в полной мере, дав публике шанс насладиться глубоким и безбрежным внутренним миром знаменитого музыканта.

Нам удалось побеседовать с пианистом за несколько минут до начала концерта.

Вы много выступаете как России, так и в Европе. Как различается публика?

Это две разные планеты. Вряд ли можно сказать, что в Германии у меня не так много мастер­классов. Зато в Россию я приезжаю каждый год и провожу мастер­классы в моей родной консерватории в Нижнем Новгороде, и мне приятно, что молодые люди обычно все живо и заинтересованно слушают мои выступления. На Западе, к сожалению, иногда бывает, что мастер­класс состоит из индивидуальных уроков и больше туда никто не допускается. У нас в стране такое не принято. Всегда все было открыто, и каждый мог слушать столько, сколько хотел.

Но не могу не заметить: как бы ни играл артист, западная публика всегда настроена благожелательно. Она ценит труд артиста и не пытается взвешивать его таланты, и в конце выступления у них обычно принято аплодировать стоя, что говорит об их вежливости. Основу нашей публики в основном составляют профессионалы, мы пока еще находимся на пути к обретению широкого зрителя. В больших городах, конечно, много настоящих любителей, которые знают, слушают, сравнивают. Но я хочу сказать, что лично для меня всегда труднее играть дома.

Почему Вы сегодня выбрали именно программу «Вальсы для фортепьяно»?

У меня есть несколько циклов, среди которых есть сонаты, фантазии, прелюдии и вальсы. Почему­то меня потянуло вспомнить этот цикл вальсов, надеюсь, что мой выбор также очень приятен публике. Это своего рода такая короткая панорама в истории жанра.

Расскажите о Ваших учениках.

Я давно закончил свою педагогическую карьеру. Сейчас в Нижнем Новгороде кафедрой заведует мой ученик Валерий Георгиевич Цехлевин, профессор, заслужанный деятель искусств России. Он прекрасно работает, у него есть свои ученики. Многие мои воспитанники разъехались, живут в разных странах. Есть один ученик – чрезвычайное дарование, сейчас живет в Хорватии, а работает в Японии, много играет и записывается. Очень интересный музыкант. Также не могу не упомянуть мою дочку, я считаю, что она тоже достаточно интересная пианистка, сейчас живет и работает в Германии.

Каковы Ваши ожидания по поводу сегодняшнего концерта?

Мои ожидания всегда самые светлые. Мне приятно, что люди просто бросили все свои дела и пришли на концерт. Я стараюсь делиться с ними тем, что накоплено у меня внутри. А уж как получится, это один Бог решит.

Ваше мнение о зале «Классика»?

Это уникальное явление, жалко, что подобное пока очень редко в России. Настоящее чудо, я знаю пока только два таких примера. Дай Бог успеха этому залу и всем, кто с ним связан.

Сложно говорить об Илье Фридмане как о музыканте что­то конкретное, потому что он демонстрирует поистине вершинное исполнение. Чувствуется безграничность личности пианиста, которому подвластны все человеческие состояния. Зрители могли лицезреть потрясающее благородство и выразительность звука и такую ясность музыкального мышления, словно ты сам проживаешь громадные сюжеты, переживаешь человеческие трагедии, испытываешь человеческую грусть.

В конце вечера зрители аплодировали стоя, и Илья Фридман исполнил «на бис» еще три вальса.

Впечатлений у собравшихся было много, и, пожалуй, лучше всех общее настроение выразила одна из слушательниц: «Такого Шуберта я слышала в первый раз. У Ильи Зиновьевича был слышен потрясающий диалог между мужчиной и женщиной, в котором столько всего, что сложно выразить словами. В этом вальсе доказательство того, что в мире нет ничего более сложного и в то же время прекрасного, чем отношения между мужчиной и женщиной. Его игра и сегодняшний концерт – это вознесение на небо!»

А. Уланова

Дополнительно:

Аудио записи

События


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика