| ||||
28 октября на сцене камерного зала «Классика» для ивановской аудитории гитарист Андрей Балалин (г. Москва) играл свою программу с космогоническим названием «Сотворение».
Человек, умеющий играть на гитаре, не бывает одинок. Он – «центр притяжения» в любой компании. Гитара – понятный и простой для русского человека, душевный, понастоящему народный инструмент. У каждого найдется родственник или знакомый, могущий взять пару аккордов и спеть. Но классическая гитара на сцене – это нечто совсем иное. Это женщина – красивая, певучая, живая, чутко отзывающаяся на каждое прикосновение. На сцене всего один человек и одна гитара, но зритель видит и слышит целую театральную постановку: изящный танец пальцев по струнам, то яростно рвущиеся звуки, то легкое постукивание, будто первые капли дождя, то переливчатый звон колокольчиков… И вот уже по сцене танцуют какието тайные тени, и от каждого касания струн зрителю передается немножко волшебства. Техника игры на гитаре и широта музыкальных интересов исполнителя Балалина не раз приковывали к творчеству музыканта внимание специалистов и любителей гитары. До антракта и часть концерта после него зрители наслаждались приемами игры «фламенко», отличающимся особым эмоциональным настроем и импровизационной манерой. Когда исполняют фламенко, звуки гитары сами переносят вас в далекую Испанию и представляется сиеста достопочтенного сеньора, страстный танец и энергичный стук кастаньет… В программе первой части прозвучали классики гитарной музыки. Иссак Альбенис, выдающийся композитор и пианист, создавая фортепьянные произведения, сердцем был обращен к гитаре, так что многие ошибочно полагают, что он специально писал для этого инструмента. Франсиско Террега, чьи сочинения для гитары являются выдающимися образцами, среди них и «Воспоминание об Альгамбре», прозвучавшее в этот вечер. Музыкант исполнил и несколько произведений Барриоса, первого латиноамериканского гитариста, которого услышала Европа. Звучала также композиция «Etude No.1» Вилла-Логоса, которая, как и другие его сочинения, производит большое впечатление. Колоритная часть первого отделения сменилась классической музыкой отечественного композитора Александра Виницкого. Гитарист Балалин исполнил четыре его произведения. Наибольшей экспрессией и заставляющими переживать, почти кричащими моментами выделялось «Жду известий». Окончил свою концертную программу Андрей Балалин «Сюитой Koynbaba» – произведением современного композиторагитариста Карло Доменикони. Принимая цветы и аплодисменты, музыкант не скрывал, что концертная программа удалась. Немного позже мы узнали, что это только второй сольный концерт гитариста. Далее - интервью с Андреем Балалиным.
Программа называется «Сотворение». Почему? После выступления ко мне подошла женщина и поделилась впечатлением о «Сюите Koyunbaba»: «Я в восторге от вашего сотворения. Я помню, что пьеса называется по-другому, но суть её в этом». И эта прекрасная пьеса, и вся программа — сотворение. Название пришло вдруг. С этим связана определенная история, но сейчас она неуместна. Я думаю, что концертная программа будет расширяться, но суть её всегда будет — сотворение. Как-то по особенному происходил отбор произведений к этой программе? Гитарой я занимаюсь всю жизнь. Эта программа — моя копилка. Те произведения, которые в неё упали, бесценны. Я не разбиваю копилку, она волшебная, с доступом — мне только остается запускать туда руку. С каждым из произведений, которые прозвучали сегодня, связана какая-то история. Помню себя 12-летним мальчиком.... 31 декабря под ёлкой с гитарой я разучивал «Asturias” — сложное, концертное. В любом случае все эти произведения любимые, все они - мои лучшие друзья. В Вашей программе было мало музыки русской... Конечно, жалко, но это напрямую связано с тем, что гитара шестиструнная. Чтобы русская музыка отлично звучала на испанском инструменте, нужно очень постараться, поскольку русская музыка гармонически сложна для испанского строя, отрывисто и ярко звучащего. Сейчас я работаю в этом направлении. Расскажите про Вашу концертную деятельность. Это второй мой сольный концерт. Первый был в 2000 году. После него были разные выступления, в основном в ночных клубах, — назвать это концертами довольно сложно. Честно говоря, категорически больше не хочу появляться в клубах. Как исполнителя меня не узнают и не знают. Я известен только узкому кругу людей, где, я чувствую, ко мне хорошо относятся. Это и музыканты, и критики, и просто слушатели. Я слышу от них приятные слова, но мне трудно в них так сразу поверить. Однако я стараюсь, потому что без этой веры выходить на сцену достаточно сложно. А сегодняшний концерт понравился? Хотелось бы выйти на сцену и увидеть битком набитый зал людей, пришедших послушать меня, — жалко, что зрителей было немного. Но, возможно, благодаря такой камерной атмосфере, я сегодня чувствовал правильную энергетику. Публика мне помогала, я чувствовал, что они мне друзья. Сегодня я услышал ту самую звенящую гитарную тишину — это был самый красивый момент, ставлю и себе «галочку», поскольку, видимо, нужные струны человеческих душ перебирал. Здорово, что долгий период моих переживаний вылился в сегодняшний концерт. Прекрасно, что сотворение произошло. Кроме того, зал просто великолепен акустически, я бы с удовольствием сам прослушал здесь концерт! А то, что гримерка имеет прямой выход на сцену, — не только очень удобно, это признак хороших залов. Как вообще пришли к гитаре? В образовательной школе классный руководитель сказала, мол, какой у нас замечательный класс, все ребята талантливые, но почему-то никто в классе не играет на гитаре... Когда она произнесла это, я почувствовал, что она обращается ко мне, и спросил себя: действительно, почему я не играю на гитаре, почему не я? А дальше были частные уроки и прочее. С моей стороны не было особого усердия, такое ощущение было, что это не я сам выбрал этот путь, что меня просто ведут за руку. Может быть, дело в гитаре... Моя гитара - уникальная, авторская работа. Я в своей жизни видел много хороших и даже лучших инструментов, могу сказать, что эта гитара не уступает им. Она не так давно со мной, с ней еще нужно срастись, до неё нужно дотянуться в каком-то смысле. У меня никогда не было инструмента, который бы меня так организовывал, заставлял бы меня так работать. О чём-нибудь думаете, когда на сцене? Я ни о чем не думаю, головы здесь нет совсем, только сердце. Когда я играю, я даже, скорее всего, как зритель... О чём мечтаете? Расширить диапазон программы от исторического до самого современного, автором которого буду я сам. Самое актуальное и самое последнее - написать произведение непосредственно на концерте!
И. Хачатрян Дополнительно:Оставить отзыв |