TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

29

02/2012

Натюрморт как наиболее правдивый результат самовыражения автора


Почему натюрморт, древнейший из жанров изобразительного искусства, с которого, собственно, и началась история фотографии, сегодня в фотографическом искусстве оказывается менее всего представленным? Как, несмотря на популярность экспериментальной фотографии, гламура и коммерческих жанров, натюрморту всё же удается сохранить аутентичность и таинственную изысканность? Об этом говорили в художественной галерее «Классика» 29 февраля на открытии тематической выставки «Тихая жизнь натюрморта» секции арт-фото Творческого союза художников России, г. Москва.

«С мысли о том, что жанр натюрморта незаслуженно забыт в фотоискусстве, по сравнению с живописью или графикой, и родилась идея этой выставки», – рассказывает Максим Владимирович Киреев, председатель секции арт-фото. Сама идея тематических выставок, проводимых Творческим союзом художников России, принадлежит известному московскому фотохудожнику Ивану Порто, персональная выставка которого экспонировалась в галерее «Классика» летом 2010 года, спустя почти год после смерти мастера.

В желании отдать дань этому жанру были собраны работы группы фотохудожников, дающие возможность наиболее полно показать различные подходы к раскрытию этого жанра, его глубину. В залах «Классики» представлено 46 фоторабот, авторами которых являются как уже состоявшиеся художники, обладающие индивидуальным почерком и собственной стилистикой, так и те, которые только начинают свой творческий путь в большом искусстве.

На вопрос, сложно ли было сделать отбор работ к экспозиции, Максим Киреев отвечает: «Процесс отбора работ всегда непростой. А в данном случае непростой, поскольку при своей кажущейся незамысловатости натюрморт отнюдь не является просто набором предметов. Его изображение должно говорить не столько о самих предметах, сколько о внутреннем понимании образа, которое он в себе несет, быть своеобразной картиной человеческой жизни, рассказывающей об остающемся за кадром человеке».

О личности художника сквозь призму фотографии рассказывал подробно и частый гость галереи «Классика», известный искусствовед, Юрий Иннокентьевич Ермилов: «Ставя натюрморт для фото, художник, в общем-то, раскрывает свою душу, даже когда хочет её закрыть. В отличие от живописи, где можно всё-таки расставить нужные акценты, в фотографии можно работать только со светом и какими-то очень узкими техническими приемами. А в итоге может получиться нечто такое, что несет не передаваемое другими средствами содержание».

Ивановские, московские и нижегородские художники и искусствоведы, собравшиеся на вернисаже, отмечали, что здесь есть работы философские, трагичные, есть очень открытые, а среди них – светлые. Личностное начало побеждает фантазию абсолютно во всех работах, когда автор показывает то, что не мог бы, возможно, сказать, даже рассуждая. Это заставляет рефлексировать зрителя в полной мере, превращая его в соучастника творческого процесса.

Работа Д.И. Розенбаума «Чаепитие» – классический, по сути, голландский натюрморт: поставлены старинные вещи, яблоко, горит свеча. Но очевидно, что эта работа преодолела грань фотографии, став искусством. Если будете в «Классике», обратите внимание на неё. Смогли бы вы повесить её у себя дома? Я – да.

«Овощи» С.В. Савельева – очень «вкусная, аппетитная» работа, несмотря на то, что она решена в монохромной гамме, могла бы стать прекрасной рекламой для витрины крупного супермаркета. Тем не менее, она очень значительна, и эту глубину ей придает, как ни странно, отсутствие цвета. При взгляде на неё происходит домысливание цвета, и приходит понимание, насколько богата различными деталями эта работа. Посмотрите хотя бы на эти маленькие-маленькие «пупырышки» на огурцах...

Другая работа Савельева «Букет № 4» – это живопись в фотографии. Как здесь изображены лепестки! Они, как элемент увядания, делают смысл этой работы большим и глубоким.

«Натюрморт с лимонами. Посвящение Караваджо» – шедевр, признанный фаворит выставки, одна из известнейших работ и единственный натюрморт Ивана Борисовича Порто. Среди работ, кстати, узнавались и другие работы мастеров, следующих художественной манере известного фотохудожника, — минимум средств, максимум выразительности, были и фотокартины, посвященные ему.

Меня лично поразила серия черно-белых работ Максима Киреева (Максим Владимирович, кстати, художник-график, возможно, отсюда такая тяга к черно-белому изображению – прим. автора). На выставке в «Классике» представлены только три его работы из серии «Фото», посвященные фотографии 60 – 70 годов, которые, бесспорно, передают дух того времени. Первые две – «Процесс печати» и «Натюрморт со старым фотоаппаратом». Особое внимание своей лаконичностью, минимализмом приковывает фотография старого фотоаппарата. Автор посвятил эту работу Ивану Борисовичу Порто, последователем и учеником которого себя считает. «Мне жаль, что он так скоропостижно ушел из жизни. И сегодня мне приходится воплощать то, что он, к сожалению, не успел осуществить», – говорит Максим Киреев. Третья работа «Фотоальбомы» тоже является посвящением. «Год назад не стало моей мамы, эта работа посвящена её памяти», – говорит Максим Владимирович. Предметно – ничего лишнего, содержательно – душевность и глубина – вот что отличает работы фотохудожника Киреева. «Такие прочно врезаются в память», – делятся посетители выставки.

Фотохудожники, которых собрала сегодняшняя выставка, говорят о двух подходах к планированию съемки натюрморта: от имеющихся предметов или от идеи. Однако они убеждены, что неважно, каким путем пойдет автор, главное, чтобы он сумел добиться нужного эффекта и общей гармонии изображения без фальши.

Сегодня только ленивый не снимает «на цифру», нажал и получил результат – это подкупает многих. Но большинство этих кадров «на память» вряд ли сможет сравниться с теми работами, которые представлены сегодня в галерее «Классика». В чем секрет? Результат должен быть выстрадан и отражен теми средствами и приемами, которые максимально раскрыли бы замысел автора, считают мастера фотоискусства.

И. Хачатрян

Дополнительно:

Аудио записи

События

Фотогалерея: Выставка "Тихая жизнь натюрморта"

Фотогалерея: Участники выставки "Тихая жизнь натюрморта"

Фотогалерея: Открытие выставки "Тихая жизнь натюрморта"

Видео записи


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика