| ||||
5 ноября открылась выставка живописи Юрия Савинова (1929 - 1997) "Привет, Россия - Родина моя!". Юрий Александрович Савинов родился 2 января 1929 года в Кохме. В 1942 году, окончив семилетку, поступил на работу на Большую Кохомскую мануфактуру. 1943 году принял участие в конкурсе на лучшую работу, посвященную 25-летию Красной Армии, объявленном газетой «Пионерская правда». Из 2500 рисунков получил 2-ю премию за работу «Возле убитой матери». Как лауреат конкурса был принят в детскую художественную школу-интернат для одаренных детей при МГАХИ им. В.И. Сурикова в Москве. После окончания школы поступил в Ивановское художественное училище на 4-й курс и окончил его в 1952 году. Работал в Ивановском отделении Художественного фонда СССР. Участвовал в областных зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Персональные выставки: Иваново (1989, 1997), Плесский государственный музей-заповедник (2003), Ивановский областной художественный музей (2005). Работы находятся в Ивановском, Кинешемском, Рязанском художественных музеях, Плеском государственном музее-заповеднике, в частных коллекциях в России, Австрии, Англии, Италии, США, Франции, Югославии. -----------------------------------------------
Возвращение художника
2 января 2015 года Юрию Александровичу Савинову исполнилось бы восемьдесят шесть лет. Ученик школы-интерната для одаренных детей при московском институте им. В.И. Сурикова, окончивший в родном городе художественное училище, он стал впоследствии непременным участником региональных выставок, а главное, обрел свою тему в искусстве - незаданную, личную, душевную. Она, говоря словами великого предшественника С. В. Герасимова, - «тема русского народа, русского человека». При всем отличии этот замечательный мастер отечественной культуры, равно как и А.А. Пластов, был среди творческих ориентиров в искусстве ивановского живописца. Речь, разумеется, не о прямом сопоставлении, но о том пристальном внимании к натуре, способности создать впечатляющий образ в «формах самой жизни» - такая традиция, конечно, прослеживается в произведениях Юрия Александровича. Очевидно также, что художнику близко было искусство современников - В.И. Иванова, В.М. Сидорова, Е.И. Зверькова, А.П. и С.П. Ткачевых. Каждый из них исповедовал и по- своему утверждал в своих картинах искренность, правду жизни. В этом проявлялась корневая для отечественной культуры подвижническая традиция неравнодушного отношения к жизни. Каждый достигал этого с разной степенью образной силы, но неизменно сохранял ведущие черты постижения окружающего. В работах Савинова есть терпкое ощущение времени 1960-1980-х годов, которое передавалось несмотря на известный догматизм требований, предъявляемый к содержанию искусства и к его форме. Однако неверно было бы, как это нередко встречается сейчас, снисходительно-скептически относиться к таким «почвенникам», которые по сердечному притяжению создавали образы современников. В них нет «розовощекого бодрячества», но достоинство, жизненная основательность, надежность и спорность. Она видна в лицах мужчин и женщин, в их стати, основательности, способных созидать, способных к прямым открытым отношениям. Художник находит поэзию в обычных будничных занятиях, в привычных народных обрядах, в традиционном чаепитии или сватовстве. Он утверждает красоту своих персонажей естественностью мотива, сюжетом, ладным ритмом, крепостью композиции, самой живописью, положенной пастозно то кистью, то мастихином. Эта живописность не сконструирована, она естественно сотворена, потому и убеждает. И из этого соединения верности жизненных ситуаций, характеров людей рождается убедительность образов художника. Столь же не придуманы, а точно взяты по ощущению, состоянию природы пейзажи живописца. В них - и своего рода картинность, и живое ощущение этюда, неизменно завершенного в образном смысле. Быть может, у Савинова нет пластических изысков, однако есть верное чувство формы, живописных токов, есть основательность лепки, точно положенного цвета, который неизменно оказывается там, где должен быть. В этой естественности, добротности письма также возникает доверительное отношение - прикосновение к подлинному. Есть у Н.М. Рубцова стихотворение «Привет, Россия». Да и все его творчество можно было бы так назвать. Подобное ощущение возникает и у работ Ю. А. Савинова. Сюжеты его картин бесхитростны, композиции их невымышленные, ненадуманы. Люди с добрыми взглядами, несуетными движениями, осознающие свое место в этой жизни. Трогательны, предельно просты и узнаваемы предметы быта того, уже ушедшего, времени. Щемящее чувство уходящего вызывают пейзажи. Они написаны также широко и обобщенно, как и люди, живущие в этих деревенских домиках среди берез, трав и зимних сугробов. Как говорят, «не мудрствуя лукаво».Ю.А. Савинов оставил в своем творчестве исторические и художественно-достоверные образы своего времени. Передал приметы 1960-1980-х годов, одной из которых была и неизбывная память о минувшей войне, что он также запечатлел в своем творчестве.
Анатолий Дмитренко, искусствовед, г. С.-Петербург
-----------------------------------
Вход на выставку свободный. Дополнительно:Оставить отзыв |