| ||||
«Игрушки на ковре», «Старый шкаф», «Платье на буфете» - такие обыденные вещи редко становятся объектом изображения, а здесь они - главные герои. Всматриваясь в четко обрисованные детали, видишь, как отдельные элементы картины, взаимодействуя между собой, выстраиваются в целостную и гармоничную композицию.
3 сентября в галерее «Классика» состоялось торжественное открытие выставки «Сергей Соколов. Графика. Живопись». Заслуженный художник России Сергей Соколов хорошо известен в Ярославле, где он живет и работает. Но ивановцам также дорого его имя, так как Сергей Николаевич родом из Кинешмы, в 1975 году окончил Ивановское художественное училище и до сих пор не теряет связи со старыми знакомыми, педагогами, однокурсниками. Поэтому так многолюдно было в этот день в галерее «Классика»: поздравить Сергея Соколова с открытием персональной выставки пришли его коллеги по художественному цеху, искусствоведы, многие из которых знают его лично. Выставку открыл генеральный директор компании «Консультант» Александр Иванович Иванников: «Я рад, что 74-я выставка в галерее «Классика» открывается творчеством нашего земляка. Его картины философские, вдумчивые и, я бы сказал, сакральные». На выставке представлена 41 работа. Это всего лишь небольшая часть творческого арсенала художника. Это в основном графические работы 1980-х годов. Внимание художника привлекает отслуживший свой срок станок, брошенный посреди поля, не убранная с кровати одежда, гора немытой посуды в раковине, старые оконные рамы, сломанное кресло. За этими образами – неустроенность, обреченность, тема быстро протекающей жизни. Те же неприкаянность, одиночество просматриваются и в портретных работах: «Баба Галя», «Колхозный сторож», «Старый рыбак». «Когда мы видим щемящую портретность потрепанных жизнью вещей или образы старух из коммуналки, которые при всей неблагополучности быта сохранили свое достоинство, понимаем, сколько в этих картинах человечности, - отметила искусствовед Елена Толстопятова. - Они продолжают традиции русского гуманистического искусства». «Нельзя сказать ни про одну работу: грустная она, веселая или трагичная, каждая вызывает целую гамму чувств, - рассказал о своем видении выставки искусствовед Юрий Ермилов. - Работы выполнены очень точно. Это красивые, глубокие, мастерские вещи». Сергей Соколов окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1984 году. С 1987 года является членом Союза художников СССР (России), участвовал в областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных (Германия, Франция) выставках. Его произведения находятся в собрании Ярославского художественного музея, музея истории города Яросалавля, во многих российских и зарубежных частных коллекциях. Еще одна грань таланта художника Сергей Соколова - иконопись. Он пишет иконы, расписывает иконостасы, храмы во многих городах России, Казахстане, Бельгии, являясь руководителем иконописной мастерской имени Гурия Никитина в Ярославле. В 1996 г. Сергей Соколов был награжден почетной грамотой архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, орденом Сергия Радонежского III степени (2006 г.), почетной медалью преподобного Тихона Лухского (2006 г.), почетной грамотой мэра города Ярославля (2008 г.), юбилейной медалью «1000-летие города Ярославля» (2010 г.), орденом преподобного Андрея Рублева III степени (2012 г.), медалью «140 лет основания Туркестанской епархии» (2012 г.), золотой медалью СХ России (2013 г.), юбилейной медалью «700-летие явления иконы Толгской божией матери» (2014 г.). Сергей Николаевич был награжден почетной грамотой епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия, имеет ордена Сергия Радонежского III степени, Андрея Рублева, юбилейные медали туркестанской епархии. Много слов прозвучало на открытии о творчестве художника и о нем самом. Но, наверное, самыми трогательными и живыми были выступления тех, кто знал Сергея Николаевича очень давно, с кем прошли его молодость, годы учебы. Андрей Федоров, Михаил Кораблев, Александр Мучкаев - они давно уже сами состоявшиеся мастера живописи, говорили и вспоминали о дружбе и общении с Сергеем Соколовым. Андрей Федоров вспоминал, что его отец, известный художник Вячеслав Федоров, всегда отмечал мощь таланта Сергея Соколова и советовал сыну «держаться его». «Мне повезло в жизни, - отметил Андрей Вячеславович, - что я познакомился с Сергеем, потому что мое мировоззрение как художника сформировал именно он». Прекрасным продолжением вечера стал традиционный музыкальный подарок от компании «Консультант» и творческого объединения «Классика». Перед гостями выставки в концертном зале «Классика» выступили юные таланты - вокалисты Полина Перовская, Анастасия Никитина и Глеб Пшеничнов, воспитанники заведующей дирижерско-хоровым отделением Ивановского музыкального училища (колледжа) Надежды Бурцевой. Нам удалось побеседовать с Сергеем Соколовым - талантливым художником и интересным человеком.
- Сергей Николаевич, вы часто приезжаете в Иваново и на родину, в Кинешму? - Стараюсь бывать каждый год, но не всегда это получается. Приезжаю на 2 - 3 дня в Иваново и Кинешму. Чувствую генетический зов, тянет в Кинешму, хотя толком там и не жил. Гуляю по улицам, прихожу в знакомые с детства места. Здесь все для меня родное, хотя в Ярославле я с 1984 года. Поэтому я так живо откликнулся на предложение устроить в Иванове выставку.
- Откуда такой интерес в вашем творчестве к старым вещам, который отмечают и зрители, и искусствоведы? - В Иванове у нас был старый дом, в котором были старинные вещи, например бабушкин буфет, дубовый стол. Я находился в окружении этих вещей, и они мне очень нравились. Я любил эпоху XIX век и жалел, что не родился в то время. И еще я с детства любил рисовать детали: к ним у меня был всегда особый интерес. И даже какие-то черты моих детских рисунков присутствуют в моем взрослом творчестве.
- Расскажите, как вы стали иконописцем? - Я пришел к православной вере, когда был уже состоявшимся художником. Познакомился с настоятелем церкви Параскевы Пятницы отцом Дмитрием, и он предложил мне написать икону. Я долго отказывался, был страх браться за это дело. Но отец Дмитрий уговорил меня. Над первой иконой работал очень долго: ходил в музей, смотрел иконы там. Я не побоюсь этого слова, но то, что я стал заниматься иконописью - это воля Божия. Я не поставил это дело «на поток», не ищу заказов, а пишу иконы по просьбе. Есть фраза «Чтобы быть иконописцем, надо убить в себе художника». Не могу сказать, что я убил в себе художника, но чувствую, что постепенно во мне что-то отмирает. Хотя есть идеи, планы, но не чувствую в себе нерв, чтобы осуществить задуманное.
А.Турканова |