TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

29

03/2019

"Чайковский и Рахманинов. Душа России"

Чайковский и Рахманинов считаются самыми русскими композиторами. Никто так ярко не выразил в своих произведениях русский характер, русскую душу, как эти два автора. В этом гости «Классики» могли убедиться на концерте 20 марта, где музыка Чайковского и Рахманинова звучала в исполнении трио - рояля, виолончели и скрипки.


На сцене играли солисты Московской государственной филармонии. Один из них - Рустам Комачков, с которым мы давно знакомы. Он выступал в «Классике» вместе с пианистом Алексеем Гориболем, певицей Олесей Петровой. Пианистка Элеонора Теплухина выходила на нашу сцену вместе с народной артисткой России Верой Добролюбовой (выступала в качестве концертмейстера). А вот со скрипачкой Мадиной Рузматовой зрителям только предстояло познакомиться - к нам она приехала впервые.

Музыканты представили интересную программу - в ней прозвучали переложения музыки Чайковского и Рахманинова для виолончели, фортепиано и скрипки.

В первом отделении мы услышали «Времена года» П.И. Чайковского. У этого музыкального цикла интересная история. Композитор написал его по заказу издателя Николая Бернарда для журнала «Нувеллист». Каждый месяц публиковались ноты к одной из новых пьес Чайковского. Их с нетерпением ждали читатели, ведь в то время в каждой дворянской семье играли на фортепиано, и новые сочинения разучивали для семейных музыкальных вечеров.

Когда вышли все 12 произведений, то стало понятно, что каждая из них соответствует определенному месяцу года: «Святки» - январю, «Подснежник» - апрелю, «Охота» - сентябрю и так далее. Издатель объединил эти пьесы и назвал цикл «Времена года».

Все они были написаны для фортепиано, но в нашем концерте «Времена года» прозвучали в составе трио - рояля, скрипки и виолончели. Это концертное переложение написал московский композитор Александр Гедике. Его мало кто так исполняет, и, можно сказать, зрителям «Классики» повезло.

Во втором отделении тема Чайковского продолжилась. Элеонора Теплухина сыграла знаменитый «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» и анданте из балета «Щелкунчик». Вместе с Мадиной Рузматовой пианистка исполнила «Русский танец» из балета «Лебединое озеро», а Pezzo capriccioso - с Рустамом Комачковым. Эти произведения были написаны Чайковским для оркестра, и мы привыкли их слышать именно в симфоническом звучании. Тем интереснее был концерт, когда знакомая музыка звучала в исполнении одного или двух инструментов.

Рахманиновские «Вокализ» и «Элегическое трио» тоже прозвучали в переложении.

Интересная подача знакомых произведений, мастерство игры музыкантов никого не оставили равнодушным в зале. Зрители долго дружно аплодировали, кричали «браво».

После концерта мы беседовали с Элеонорой Теплухиной. Она рассказала о трио и проектах, в которых участвуют музыканты.


- Вы часто объединяетесь с Рустамом и Мадиной в одном концерте?

- В таком составе мы собираемся нечасто. Но вообще мы знакомы со студенческой скамьи, вместе учились в московской консерватории.

Надо сказать, что выпускники нашей консерватории живут сейчас по всему миру. Мы все дружим и объединяемся для совместных проектов. Благодаря моим друзьям из Мексики мы организовали там роскошный фестиваль «Рахманинов навсегда» с дирижером Хосе Мирамонтесом. А этой весной с певицей из Швейцарии у меня намечается концерт «Музыка и любовь. Швейцарские страницы».

А с Рустамом Комачковым мы в течение пяти лет играли современную музыку на международном фестивале в Житомире, в котором участвовали музыканты из Америки, Японии и европейских стран. Кроме того, у нас с Рустамом был потрясающий концерт «Учитель и ученики»: мы играли музыку Шостаковича и его продолжателей - Г. Свиридова и А. Стецюка.

- Каков сегодняшний концерт в череде ваших выступлений?

- Сегодняшний концерт можно назвать продолжением международного проекта «Рахманинов навсегда». Это популяризация русской музыки. Концерт мы назвали «Душа России», потому что Чайковский и Рахманинов - это самая настоящая русская музыка.

- Как, на Ваш взгляд, отражают русскую душу Чайковский и Рахманинов?

- Чайковский - это прежде симфонизм, а симфонизм - это масштаб и глубокое дыхание. А какой размах концертов Рахманинова! Все это свойственно России, русской душе.

Как говорят музыковеды, никто так не слышал и не чувствовал русскую природу, как эти два композитора. И во «Временах года», которые мы сегодня исполнили, Чайковский выступает как настоящий певец русской природы.

- Вы не в первый раз выступаете в нашем зале. Каковы Ваши впечатления?

- В «Классике» я дважды выступала с потрясающей певицей Верой Добролюбовой. Сюда приходит замечательная, взыскательная, я бы даже сказала, въедливая публика. Но когда звучит что-то настоящее, зрители очень отзывчивы и благодарны.

Яндекс.Метрика