TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

25

10/2021

Евгений Грибов. В жанре ню

Эту выставку можно было бы назвать «Неизвестный Грибов». То, что выдающийся ивановский живописец, народный художник РФ Евгений Грибов писал обнаженную натуру, стало открытием для многих знатоков его таланта.

Он был одним из самых известных художников в Иванове в 1970-80 годах. Помните космонавта на фасаде кинотеатра «Современник», мозаичное панно «Иваново-Вознесенский пролетариат» на здании сортировочного почтамта на Привокзальной площади, панно на здании ЦКО Ивтекс? Все эти работы были созданы с участием Евгения Грибова.

Живописец, график, монументалист, Евгений Алексеевич прожил большую жизнь и подарил нам много потрясающих работ: необыкновенно трогательна серия его графических работ, посвященных детям; в соавторстве с народным художником России Марком Малютиным он писал такие картины, как «Год 1941. Брестская крепость», «Испания. 1937 год. После боя»; Евгений Грибов проиллюстрировал около 70 книг, сотрудничал с Ивановским молодежным музыкально-поэтическим театром им. В. Высоцкого.

Трудно определить точное число выставок, в которых с 1948 года участвовал художник. Его картины находятся в собраниях многих музеев в России и за рубежом, в том числе в Ивановском областном художественном музее и Плёсском государственном музее-заповеднике.

Художественная галерея «Классика» не обходила стороной творчество замечательного мастера. Летом этого года на выставке «Дети войны и Победы» экспонировалось несколько его работ. А на новой выставке, открывшейся 19 октября, «Классика» впервые представила его рисунки в жанре ню. Практически никто не знал, что художник писал обнаженную натуру. Впервые мы увидели эти образы, это изящество линий.

Еще одним потрясением стал фильм, показанный на открытии выставки. Его снял ивановский телерадиожурналист Олег Болонин в 2001 году в формате телевизионного интервью. Фильм вызывает сложные чувства. С одной стороны, интересна беседа с Евгением Алексеевичем о его творчестве, с другой – ясно понимаешь, что пожилой художник переживал не лучшие времена. Остались позади годы творческого подъема, больших художественных проектов, всесоюзного признания. А в 2001 году – холодная мастерская с протекающими потолками как символ равнодушного отношения государства к видным деятелям искусства, отдавшим свои силы, таланты, душу стране, которой больше не существовало.

На момент съемок Евгений Алексеевич имел звание заслуженного художника РФССР, которое он получил в 1961 году. Звание «Народный художник России» ему было присвоено в 2002 году. Промежуток почти в 40 лет между присвоениями званий поражает. Хочется думать, что тяжелые времена забвения лучших представителей нашей страны остались в прошлом.

Фильм впечатлил немногих гостей выставки (период ограничений не позволил провести открытие в полном масштабе) – тех, кто знал Евгения Алексеевича при жизни. Вспоминали его амбициозность, манеру говорить с паузами, никогда никуда не торопиться, его неизменные кожаный плащ, беретку и шарф, в которых он запечатлен в фильме.

И, конечно, говорили о его удивительных работах, многогранности таланта, цепком взгляде художника, ярких персонажах. Куратор выставки Вера Васильевна Коровина вспомнила, как он делал первые росчерки на полотне будущего панно «Митинг иваново-вознесенских рабочих на реке Талка» в Музее Первого Совета: «Какой это был размах! К его созданию потом приложил усилия Марк Малютин, но Грибов был первым».

Выставка состоялась благодаря художнику и коллекционеру Эдуарду Донцову, с которым «Классика» давно сотрудничает.

- Это только часть работ Грибова в моей коллекции, - рассказывает Эдуард Геннадьевич. – Какие-то достались мне от родственников Евгения Алексеевича, другие я приобрел в Союзе художников.

Многие мастера писали обнаженную натуру. Но здесь целая коллекция. Как художник рассказал в фильме, он не исправлял свои работы: не пользовался ластиком или бритвой, просто откладывал лист и начинал заново. Это такой творческий поиск. Поэтому у него накапливались горы работ.

Их даже нельзя назвать в полной мере произведениями – это больше наброски. Но для меня любая работа имеет ценность. Интересно и то, что, возможно, ню было тайной художника, потому что он не показывал эти рисунки.

- Какие еще работы Грибова есть в Вашей коллекции?

- В основном это детская тема. Есть целая серия о спорте. Это очень интересные вещи: в них много психологизма, тонкого юмора. Я сам раньше увлекался карикатурой, поэтому юмор Грибова мне очень близок. Художник интересен, с одной стороны, своей монументальностью в больших панно, с другой – он был непревзойденным мастером тонкого психологизма.

- Вместе с Вами «Классика» сделала не одну выставку. Какая планируется следующей?

- Хочу отметить, что я делаю выставки, для того чтобы продемонстрировать свою коллекцию, моя задача – показать в очередной раз людям творчество наших художников, чтобы они берегли их традиции, сохраняли наше искусство. Кстати, в этом году я подарил 120 работ Грибова плёсскому Музею пейзажа.

Сейчас, конечно, очень сложно что-то планировать из-за пандемии, но есть идея устроить в «Классике» свою персональную выставку. Сначала я думал о выставке кроков, поскольку долго работал художником текстильного рисунка. Но я уже давно этим не занимаюсь. Нужно жить настоящим, а в настоящем у меня – живопись. И на своей персональной выставке я бы хотел представить работы последних лет.

- Я искренне желаю, чтобы все Ваши планы осуществились и в скором времени мы с Вами встретились бы вновь в нашей галерее.

Алина ТУРКАНОВА

Яндекс.Метрика