TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

04

08/2023

Сергей Михальченко: «Я хочу, чтобы это были картины-ощущения…»

«Шоколадница» Жана Лиотара, «Лютнист» Микеланджело Караваджо, «Несение креста» Иеронима Босха, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера… Ощущение такое, что шедевры мировой живописи съехались в «Классику» из Лувра, Эрмитажа, Музея истории искусств в Вене, Дрезденской картинной галереи, Рейксмузеума в Амстердаме и других музеев мира. Но у этих работ один автор - Сергей Михальченко.

Иногда мы сталкиваемся с предвзятым отношением к художникам-копиистам. Дескать, они только имитируют картины известных мастеров, не создавая своего. Но талантливый копиист, воссоздавая шедевр признанного мастера, не только передает сходство с оригиналом, он «вписывает» в картину свое трепетное отношение к полотну и его автору. Это чувство передается зрителю, и мы осознаем, что перед нами не просто копия, а художественное произведение.

Примерно так можно сказать о впечатлениях гостей новой выставки ивановского художника-копииста Сергея Михальченко «Музеи мира в «Классике», открывшейся 25 июля. Это вторая выставка художника в нашей галерее. Первая под таким же названием состоялась в 2016 году. С большим интересом зрители открыли для себя тогда творчество этого художника, ведь это была его первая выставка.

Затем выставки Сергея Михальченко состоялись в музеях области, таких как Ивановский историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Фурмановская картинная галерея им. Д.А. Трубникова, Вичугский городской художественный музей. И вот снова «Классика», и уже 13-я выставка мастера.

Выставку открыл генеральный директор «НПО Консультант» Александр Иванников. Он признался, что является поклонником творчества Сергея Николаевича. «Я искренне благодарен, что он открыл мне этот жанр. Это замечательное честное искусство, когда художник может состязаться с автором. К тому же мы имеем возможность пройтись по лучшим музеям мира».

Куратор выставки Вера Коровина за годы музейной работы имела возможность видеть работы копиистов, и, по ее признанию, Сергей Михальченко – это уникальный художник этого направления.

«Художник, который приносит праздник в душу», - такую характеристику дал мастеру копий искусствовед Юрий Ермилов. Эксперт отметил, что работы отличают исключительный вкус, авторская техника исполнения, не имитирующая технику мастеров, чьи картины воссоздает Сергей Николаевич «по интуиции высшего класса».

С открытием выставки художника поздравили друзья и коллеги по цеху. Пришло поздравление от председателя Ивановской городской думы Александра Кузьмичева. Конечно же, это важное событие для семьи Сергея Михальченко. Его супруга Ольга Евгеньевна тепло поблагодарила Александра Ивановича и Веру Васильевну, напомнив, что именно с «Классики» началась выставочная жизнь Сергея Николаевича.

«В одну реку нельзя войти дважды, - сказал художник о своих работах. - Я хочу, чтобы это были картины-ощущения, чтобы ими можно было эстетически насладиться».

В беседе с Сергеем Николаевичем мы узнали, что на выставке только 10-я часть созданных им копий мировой живописи. А за 20 лет было написано около 400 работ.

Мы поинтересовались, с чего начинал художник и как пришла к нему идея заняться копиями картин.

- Вначале я писал то, что пишут все художники, - рассказал Сергей Николаевич. - Потом забросил живопись лет на десять, потому что работал дизайнером по интерьерам. Тогда на пике моды были интерьеры в классическом стиле разных эпох. Как-то одна из моих заказчиц пригласила меня в гости. В квартире, где я полгода назад сделал интерьер в стиле барокко, меня ужаснули висящие на стене семейные фотографии с отдыха в Египте, снятые на «мыльницу». Понятно, что они никак не вписывались в классический стиль. Я предложил вместо этого написать живописную работу, соответствующую интерьеру. Так я впервые создал копию картины. Это было в 2005 году.

- Какие работы предпочитают заказчики?

- Самые разные. Один из заказчиков поделился, что ему очень нравится «Поцелуй» Густава Климта. И на основе этой картины я построил весь интерьер в едином стиле.

Затем стал заниматься отдельно копиями. Заказы на копии картин известных художников есть. В этом нет ничего предосудительного. В доме должно быть то, что приятно глазу, и, разумеется, соответствовать обстановке жилья. Я могу и поспорить с заказчиком, предложить какую-то другую работу для копии. Некоторые прислушиваются.

У меня был случай, когда человек заказал Крамского «Христос в пустыне». Ему очень нравится эта картина. А лет через пять тот же заказчик попросил меня написать «Корабельную рощу» Шишкина.

- Чтобы написать копию, перед глазами должен быть оригинал. Но картины хранятся в музеях, куда попасть художнику часто проблематично. На помощь приходит Интернет?

- Да. Когда Интернета не было, я покупал книжные издания по искусству и работал по ним. Старался покупать факсимильные репродукции, где виден мазок. Когда у меня появился Интернет, я увидел, что репродукция даже в очень солидном издании далеко не идеал. В Интернете в хорошем разрешении я увидел многое, что было не отражено в печати.

Возникает еще один немаловажный вопрос. Картина написана, а во что ее одеть? Рамы, которые предлагают в багетных мастерских, абсолютно не подходят. Поэтому многие рамы я делаю сам. И кстати, правильно подобранная рама может скрыть недостатки самой картины. К слову, в художественном училище нас вообще не учили, как одевать картину. А ведь законченность, которую картине дает оформление, - это большое дело.

Если вспомнить художественное училище, то у нас, конечно, были занятия, на которых мы занимались копиями, но этому уделялось не так много времени. Хорошо было бы, чтобы студенты больше занимались этим.

- Назовите своих любимых художников.

- Все! Даже те, которых не смог написать. Я люблю период XV - середины XIX века. И на выставке в основном копии картин этих эпох. Работы написаны мною в разные годы. Одна из последних, например, - «Девушка за завтраком» Г. Метсю, а из ранних - «Блудный сын» И. Босха.

- Кто из художников Вам не поддался?

- Таких много. Тот же Леонардо, Рембрандт - хочется приблизиться, но не получается. Когда начинаешь какую-то работу, изучаешь творческую биографию художника, его эпоху, творческую «кухню» - словом, вникаешь во многие тонкости и пробуешь сделать так, как он. Практически у всех копиистов происходит одно и то же: они начинают видеть недостатки автора, хочется их исправить. Но этого делать не стоит. Лучше просто смотреть и писать то, что видишь.

- Есть художник, за которого Вы еще не брались, но хотели бы написать?

- Наверное, тот, о котором не слышал и не читал. Художников много, и, если я для себя открою интересного мастера, его работы (причем необязательно из известных музеев, а из частной коллекции), я их напишу.

Алина ТУРКАНОВА

Яндекс.Метрика