TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

27

01/2012

Ради любви к родной земле

27 января на творческую встречу с режиссером Сергеем Зайцевым пришло много зрителей, они имели возможность не просто слушать, но и задавать вопросы. Моя встреча с Сергеем Леонидовичем состоялась незадолго до начала мероприятия и длилась всего минут десять. Сдержанный, степенный, с вкрадчивым голосом – таким было первое впечатление от встречи с режиссером. От таких людей, как правило, корреспонденты в джинсовых куртках ждут формализма и назидательности. Но я позволю честно признаться, что эта беседа, одна из немногих, запомнилась мне своей открытостью, живостью и философией.

Начали разговор с музыки. Сергей Леонидович рассказал, что с самого детства увлекался ею. «Музыка – это первая любовь, которую забыть невозможно», – говорит он. Окончил музыкальную школу, потом эстрадно­джазовый факультет Государственного музыкального училища имени Гнесиных. В 1992 году – курсы сценаристов при ВГИКе, организованные Виктором Мережко, где читали лучшие драматурги того времени: Леонид Нехорошев, Адельша Агишев, Алексей Габрилович, Евгений Григорьев, Исай Кузнецов и Александр Бизяк. Спустя еще два года – поступил на высшие режиссёрские курсы, в мастерскую режиссуры игрового кино Михаила Туманишвили, Владимира Акимова и Игоря Класса. Диплом защищал документальной картиной. В 90­е годы такое стало возможным, так как даже на студенческие игровые фильмы бюджет было найти чрезвычайно сложно.

«Я понял, что хочу заниматься кино, еще в детстве, хотя не представлял, как к этому подступиться. Сейчас для меня самое сложное – это придумать фильм, точнее придумать фильм во всех его деталях. Это тяжело. Когда я слышу, что кто­то говорит, что момент творчества – это замечательный легкий полет, у меня появляется внутренний протест, потому что я иногда часами, днями и неделями не могу придумать какой­то эпизод для картины. Хожу из угла в угол по кухне, курю, а эпизод не придумывается. И так происходит каждый раз, с каждой кинокартиной», – рассказывает режиссер.

Сегодня Сергей Зайцев занимается документальным кино, но, вспоминая работу над игровым фильмом, говорит, что сложности одни и те же. И, кстати, в будущем надеется вернуться на эту стезю. Сегодня на счету режиссера 6 работ и множество наград за них. Однако на самом деле кинокартин было больше. Поразительно, но Сергей Леонидович говорит, что те работы, которые, по его мнению, «не додумал и не дотянул», он не включает в свою фильмографию. «Каждый раз есть ощущение, что фильм не доделан. Это ведь бесконечная глубина. К сожалению, жизнь диктует такие условия, что нельзя работать над одной картиной бесконечно долго – есть сроки, есть продюсеры, у которых свое представление о том, насколько сложно вообще делать картину. Хорошо, когда получается добиться композиционной законченности. Но для меня каждый фильм – это попытка добиться совершенства». Режиссер интересно классифицирует кино: не «художественное – документальное», а «игровое – неигровое». «Любой фильм должен быть художественным, в том числе и документальный», – говорит он.

В картинах Сергея Зайцева художественность складывается из работы оператора, актеров, композитора... «Музыке в кино я придаю колоссальное значение. Считаю, что 50%, а может быть, даже и 80% успеха фильма – это хорошая, так сказать, «правильная» музыка. То есть точно угаданная ее автором после бесед с режиссером. 25 лет я работаю с композитором Алексеем Маркаряном, от него я добиваюсь того, что в душе слышится. В моих фильмах критика всегда отмечает музыку, как интересную составляющую кинодраматургического полотна», – рассказывает режиссер.

На вопрос, что готовит для встречи с гостями «Классики», Сергей Леонидович ответил, что просто будет рассказывать о том, чем занимается. Кстати, режиссер является руководителем киностудии «Русский путь», работающей в структуре Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына в Москве, Президентом Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье» и Президентом киноклуба «Русский путь».

На встрече режиссер много говорил о русской эмиграции, очень предметно и основательно. Более 20 лет назад путешествие на север Африки, в Тунис, куда в 1920 году после Крыма и Константинополя пришла эскадра Черноморского Императорского флота, спасшая армию генерала Врангеля, привело его к теме русского зарубежья, ставшей увлечением режиссера на долгие годы. Он представил зрителям «Классики» не просто редкие, а эксклюзивные архивные кадры. Зайцев уверен, что русские люди, которые были вынуждены жить вне Отечества, не зря сохраняли для нас «свою Россию». Спустя десятилетия к нам возвращается мир русского зарубежья, своего рода затонувшая Атлантида, которую мы еще долго будем поднимать со дна истории.

Весь вечер в «Классике» звучали военные интонации. Все фильмы, отрывки из которых режиссер демонстрировал публике, – «Лики Отечества», «Погибли за Францию», «Союзники. Верой и правдой!», «Репетиция» – в той или иной степени касаются темы войны: Первой мировой, гражданской, Второй мировой, военных конфликтов недавних времен. «Разговор о войне еще долго будет для нас актуален, потому что XX век – это история войн».

В этот день была годовщина Дня снятия блокады Ленинграда, в зале среди зрителей были ветераны Великой Отечественной войны, может быть, поэтому наиболее пронзительно прозвучал отрывок из фильма «Союзники. Верой и правдой!», в котором Вторая мировая война показана глазами ее участников – ветеранов из Англии, США, Франции, Германии и России. «Сердца ветеранов – это всемирное достояние. Уникальный архив памяти, в котором хранятся живые чувства военной эпохи и подлинная правда о ней. Эта правда – прямой завет потомкам. И не прислушаться к нему – значит, так до конца и не понять великих уроков Великой войны», – призывает с экрана режиссер. И, уже обращаясь к залу, говорит: «Снимайте ветеранов, записывайте их на диктофон, делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить подлинную правду о самой страшной войне в истории Земли. Ведь когда уйдет последний свидетель тех страшных лет, правда о них неминуемо начнет искажаться!»

Сергей Леонидович говорил на разные темы: и о шедеврах западного игрового кино, и о пальме первенства России на поприще неигрового кино, и о том, как много документального кино снимают сегодня в России, и как мало его может видеть современный зритель. Говорил о киноклубах, таких, как «Русский путь» и наш «Золотой витязь» в «Классике»: сегодня они ­ альтернатива кинопрокату. Зрители долго не отпускали режиссера, хотя встреча продлилась более двух часов, говорили теплые слова, дарили цветы. Это были люди в основном старшего поколения. Режиссер неоднократно сетовал, что в зале мало молодежи, и это еще одна проблема нашей действительности.

Казалось, что проблем много, но было понятно, что веру в их решение, исцеление от них вселяют как раз такие фильмы, такие залы, такие души, в которых живет сильная и созидающая любовь к родной земле.

И. Хачатрян

Дополнительно:

Аудио записи

События

Фотогалерея

Видео записи


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика