TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

04

04/2012

Притяжение памяти


Имя Андрея Тарковского стало, как модно сейчас говорить, брендом Ивановской области. С 4 апреля и в течение нескольких дней в регионе традиционно проходят мероприятия, приуроченные ко дню рождения режиссера.

Вот уже несколько лет такие мероприятия имеют международный статус, их организует профессор Евгений Борзов, человек, страстно увлеченный творчеством Андрея Тарковского. На этих встречах, в частности, в Творческом объединении «Классика», собираются люди, в некотором смысле «одержимые» элитарным режиссером советских времен, оставшимся непонятым большинством своих современников, и искренне считающие, что память о таком великом человеке – большое счастье. «Наша судьба сложилась счастливо – в наших руках память о великом человеке», – отметил на открытии Международных Дней памяти Андрея Тарковского Евгений Борзов.

4 апреля Дни Тарковского в «Классике» по традиции начались с открытия выставки: «Андрей Тарковский: фотохроника «Жертвоприношения».

Экспозицию составили фотоснимки, сделанные писательницей Лейлой Александер-Гарретт на съемках фильма, где она выступала в качестве переводчицы Андрея Арсеньевича. Здесь нет постановочных кадров, на них запечатлены рабочие моменты, минуты радости или сильного эмоционального напряжения. Выставка продлится до начала мая, все желающие могут посмотреть уникальную фотохронику в художественной галерее «Классика».

В этот же вечер состоялась творческая встреча с гостем из Испании. Хосе М. Мауриньо, молодой исследователь, публицист, режиссер, представитель Международного института Андрея Тарковского, искренне радовался тому, что получил возможность побывать на родине великого режиссера. Ивановский зритель, в свою очередь, имел возможность увидеть российскую премьеру документального фильма Хосе «Белые дни: заметки о съемках фильма Андрея Тарковского «Ностальгия».

Работа испанского гостя, несмотря на субъективность, которую автор и не скрывал, произвела большое впечатление на собравшихся, думаю, потому, что в её основу легли интервью с участниками съемок «Ностальгии», путешествия по местам, определившим работу над картиной, как в России, так и в Италии, снимки аппаратом Polaroid, которые Тарковский сделал сам при подготовке к съемкам своего шедевра. Отзывы после просмотра киноработы были самые теплые и эмоциональные. Один из них хорошо запомнился мне: «Нам, ивановцам, дорог Тарковский, нам дороги все люди, которые пытаются осмыслить его, нам дороги Вы!» Синхронный перевод профессора Борзова позволил гостю беспрепятственно общаться со зрителями, он ответил на все вопросы из зала.

5 апреля прошла еще одна российская премьера документального фильма «Воспоминание об Андрее Тарковском» чешского режиссера Джорджа Агатоникиадиса.

Фильм построен на воспоминаниях близких Тарковскому людей: первой жены Ирмы Рауш, старшего сына Арсения Тарковского, Н. Бурляева, М. Тереховой, С. Параджанова, а также одноклассницы по ВГИКУ Марии Бейку, Галины Копаневой, Милоша Фриша и Анны Л. Вибом. В этом фильме есть место как личным и семейным проблемам, так и творческим поискам. Повествование достаточно плотное, так как автор поставил перед собой задачу описать содержание каждого из фильмов Тарковского, дать их интерпретацию, проследить, как его личность отразилась в думах и умах коллег, в воспоминаниях родных и близких. Документальный материал к этому фильму готовился несколько лет, многие факты приводятся впервые.

После показа чешской документальной работы состоялась творческая встреча с Нэлли Фоминой, заслуженным работником культуры РФ, членом Союза кинематографистов РФ, художником по костюмам киностудии «Мосфильм».

Из прошлых встреч с Нэлли Ефимовной мы помним, что она работала вместе с Тарковским на трех его картинах: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Как и в прошлый свой визит, она долго и увлеченно рассказывала о работе с режиссером: «Я часто спрашивала супругу Тарковского, Ларису, почему он не отпускает меня от себя во время съемок, ведь мне нужно было работать над следующим костюмом. Она отвечала, что со мной ему спокойнее. Видимо, я его не раздражала». Нэлли Ефимовна вспоминала и другие истории – смешные, почти житейские. Она живо воспроизводила диалоги с Тарковским и другими участниками творческого процесса, как будто это было вчера, передавая ту неповторимую атмосферу очень ярко. Гостья отвечала на все вопросы аудитории, которая, кстати, проявляла недюжинную осведомленность. Так, одна из слушательниц попросила рассказать историю про дубленку, которую Нэлли Ефимовна пожертвовала для съемок. «Свою единственную дубленку мне пришлось пачкать и старить... Когда я сказала Андрею, что она у меня единственная и мне не в чем будет ходить, он запросто сказал: «Ничего, почистишь!»

6 апреля прошла еще одна презентация – зрители «Классики» увидели документально-постановочный фильм «Диалоги с Тарковским» Евгения Борзова.

В основу фильма положены выдержки из интервью Андрея Тарковского французскому радиоканалу «France Culture», в котором он рассказывает о работе над всеми своими картинами, созданными в России. «Изюминкой» этого фильма стало то, что творческое наследие режиссера рассматривается через призму его восприятия современной молодежью.

7 апреля закрытие Международных Дней памяти Андрея Тарковского повторило встречу в «Классике» двухгодичной давности, когда в 2010 г. в этом зале состоялась мультимедийная презентация книги Лейлы Александер-Гаррет «Андрей Тарковский: собиратель снов».

Тогда, кроме автора книги, гостями встречи были ближайшие родственники и друзья Тарковского, среди которых его сестра Марина Арсеньевна с мужем А. Гордоном, режиссер В. Амирханян, художник Ш. Абдусаламов, ассистент режиссера М. Чугунова, а также Н. Фомина.

В этот раз Лейла Александер-Гаррет не смогла посетить наш город, но по электронной почте передала всем участникам встречи «пламенный» привет из Англии, который зачитал Евгений Борзов. За то время, что прошло после дебютного показа фильма, картина в 2011 году стала победителем национального историко-просветительского конкурса «Служение Отечеству: события и имена», проводимого «Центром Национальной Славы России». Награду создатели фильма, коими являются две юные девушки Екатерина Рожкова и Екатерина Исаева, получали из рук Министра образования А. Фурсенко в Москве. Девушки говорят, что творчество Лейлы подвигло их на эту работу: «Книга «Андрей Тарковский: собиратель снов» не может оставить равнодушным, потому что она очень искренняя», – говорит Екатерина. Девушки прониклись творчеством Тарковского и стремятся приобщить к нему и молодое поколение, они проводят презентации и показы в школах и вузах и с гордостью отмечают, что творчество Андрея Арсеньевича находит отклик в душах молодого поколения.

По словам Евгения Борзова, идея его работы состоит в том, чтобы молодое поколение не стирало из памяти великие имена. «Те опросы, которые я и мои коллеги проводят в школах, в вузах, свидетельствуют о печальном: о Тарковском мало что знают. Мы хотим исправить эту ситуацию. Поэтому показываем наши фильмы в школах и вузах, ведем образовательные беседы», – резюмировал профессор Евгений Борзов. В рамках Международных дней памяти Тарковского в студенческих аудиториях четырех вузов г. Иваново (ИвГУ, ИГТА, ИГМА, ИГХТУ) также прошли творческие встречи, показы и обсуждения фильмов, представленных в программе проекта.

До начала творческой встречи мы побеседовали с Хосе М. Моуриньо, скромным и очень доброжелательным испанцем. Перевод осуществлял профессор Евгений Борзов.

Почему возник интерес к Тарковскому?

Прежде всего потому, что он – один из самых выдающихся режиссеров современности, это без всякого сомнения. И его кинематограф показывает настоящие возможности киноискусства. И затем, я не знаю, но... Может быть, то, что я чувствую и вижу в жизни, близко тому, что я ощущаю, когда смотрю кинокартины Тарковского.

Какова идея сегодняшней встречи?

Я очень благодарен тому, что сегодняшняя ситуация существует. Для меня это очень особенная ситуация: приехать сюда, где родился Тарковский, показать то, как я воспринимаю его творчество...

Я представляю здесь интересы Международного института Андрея Тарковского с целью развивать его активность в глобальных масштабах. Я курирую выставки, которые проходят в рамках деятельности института, осуществляю публикацию трудов Андрея Тарковского на испанском языке в Испании.

Вы близко знакомы с кем-то из родственников Андрея Тарковского?

У меня хорошие, близкие отношения с Андреем Андреевичем Тарковским. Он является директором Международного института Тарковского. Я встречаюсь с ним каждый раз в его квартире, когда приезжаю во Флоренцию. И Вы увидите это в моем документальном фильме, когда мы берем интервью с ним в его квартире. Также мы встречаемся с ним по различным моментам, когда осуществляем наши совместные проекты в рамках Международного института. Мы совместно работали над выставками в Испании, Португалии.

Что было самым сложным в работе над фильмом?

Я не знаю... Когда я закончил съемки в тех местах, где работал Тарковский, и брал интервью с людьми, которые с ним работали, у нас получилось большое количество материала для фильма. И, может быть, самое сложное было – выбрать такие фрагменты, «настоящие», которые иллюстрировали бы то, что я хотел. Мне нужно было принимать различные решения, и эти «выборки» должны были очень хорошо соотносится одна с другой. Но, тем не менее, этот процесс – очень интересный для любого создателя фильма, может быть, и самый интересный момент, когда создаешь фильм.

Над чем сейчас работаете?

В данный момент я работаю над документальным фильмом о Пазолини. Я уже опубликовал книгу о его творчестве, сейчас я бы хотел продолжить ее в формате фильма.

У Вас существуют какие-то общие подходы в создании того или иного фильма?

Составляющие моих проектов могут быть разные, и каждый из них требует специфического отношения. Я думаю, что вряд ли было что-то общее, когда я работал над Пазолини и Тарковским. Следует быть компетентным в том или другом кинематографическом мире, и знать, какие аргументы в каждом из них есть, нужно быть в состоянии объяснить это с достоинством, особенно, если это касается того, что ты хочешь выразить по отношению к великим мастерам.

Есть в планах снять игровое кино?

Сейчас нет. Может быть, в следующем году... Я думаю, что настоящий период моей жизни– это начало моей карьеры, я хочу понять, что такое документальный жанр в целом, освоить его от начала до конца. Я не знаю, что из этого получится.

Каков Тарковский для Вас?

Это сложный вопрос... Без сомнения, он – великий мастер, великий пример не только для меня, но и для студентов, которые изучают кинематограф. И после всей работы, которую я посвятил Тарковскому, я чувствую, что всё больше становлюсь ближе к этой личности. В моем фильме о том, как он делал «Ностальгию», я вижу много вещей, которые открывают возможность выразить свое отношение к Тарковскому, его личности, его искусству. Наверное, так.

И. Хачатрян

Дополнительно:

Аудио записи: Творческая встреча с Хосе М. Моуриньо

Аудио записи: Творческая встреча с Хосе М. Моуриньо

Аудио записи: Презентация фильма «Диалоги с Тарковским»

Аудио записи: Л.Александер-Гарретт и фильм «Андрей Тарковский: собиратель снов»

Аудио записи: Итоги юбилейного года А.Тарковского

Аудио записи: Итоги юбилейного года А.Тарковского

Аудио записи: Проект «Притяжение памяти» в Шри-Ланке

Аудио записи: Проект «Притяжение памяти» в Шри-Ланке

События: «Андрей Тарковский: фотохроника «Жертвоприношения»

События: Творческая встреча с Хосе М. Моуриньо

События: Творческая встреча с Хосе М. Моуриньо

События: Н.Е.Фомина и премьера д/ф «Воспоминание об Андрее Тарковском »

События: Презентация фильма «Диалоги с Тарковским»

События: Л.Александер-Гарретт и фильм «Андрей Тарковский: собиратель снов»

Фотогалерея: Международные дни памяти А. Тарковского. Творческая встреча с режиссером Хосе М. Моуриньо

Фотогалерея: Международные дни памяти А. Тарковского. Творческая встреча с режиссером Хосе М. Моуриньо

Фотогалерея: Международные дни пямяти А. Тарковского. Творческая встреча с Н. Фоминой

Видео записи


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика