TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

01

03/2018

В.А. Фёдоров (1918-1985). "Когда пейзаж дышит". Живопись

1 марта 2018 года открылась выставка живописи великого русского художника-пейзажиста, заслуженного художника РСФСР Вячеслава Андреевича Фёдорова (1918 - 1985) «Когда пейзаж дышит…», посвященная 100-летию со дня рождения мастера.


Краткая биография:

Вячеслав Андреевич Фёдоров родился в 1918 году в Иваново-Вознесенске.

Учился в Ивановском художественном училище, которое окончил в 1939 году. Его педагогами были М.С. Пырин, А.М. Кузнецов, И.Н. Нефёдов.

В годы войны Вячеслав Фёдоров был водителем «полуторки» автотранспортной роты, приданной к танковому полку в составе Первой московской пролетарской дивизии. В Смоленском сражении 1941 года тяжело ранен в обе ноги и контужен.

Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».

В 1950 году Вячеслав Федоров окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где учился в мастерской Б.В. Иогансона.

В 1952 году принят в Союз художников РСФСР.

В 1976 году Вячеславу Федорову присвоено звание Заслуженный художник РСФСР.

Художник участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Его произведения находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Ивановского областного художественного музея, Костромского объединенного художественного музея, Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, еще в двадцати двух музеях России, в Будапештском музее искусств, Лондонской Национальной галерее, Пражской государственной галерее, других музейных и частных коллекциях за рубежом.

Умер в 1985 году в деревне Желниха Вышневолоцкого района Калининской (Тверской) области.


За 9 лет работы художественная галерея «Классика» 7 раз экспонировала работы Вячеслава Андреевича Фёдорова.

Персональные выставки:

2009 год – 22 июня «Маленькие шедевры» (из собрания В.А. Толдина).

2011 год – 30 сентября «Тайна сокровенного пейзажа» (из собраний С.А. Закочурина и Д.В. Боданова).

2013 год – 5 декабря «Вячеслав Фёдоров. К 95-летию» (из собраний В.Б. Алексеева, А.Ф. Гаранина, А.И. Иванникова, К.Б. Игнатьева, Ю.Б. Марушкина, В.А. Толдина)

Выставки с участием В.А. Фёдорова:

2013 год – 29 февраля «Оттепель» (к 100-летию А.А. Леонова) (из собрания А.Ф. Гаранина, В.А. Толдина)

2013 год – 28 октября «Триумвиарт» (к 95-летию М.С. Агеева, В.А. Федорова, К.П. Фролова) (из собрания Э.Г. Донцова)

2015 год – 27 февраля «Все остается людям» (живопись из собрания А.Ф. Гаранина)

2015 год – 22 июня «Художники-фронтовики» (выставка к 70-летию Великой Победы)

Художественная галерея «Классика» благодарит Ивановский государственный университет, ректора Владимира Николаевича Егорова, Эдуарда Геннадьевича Донцова, Юрия Борисовича Марушкина, Владимира Александровича Толдина за неоценимую помощь в организации выставки.


Когда пейзаж дышит

Они востребованы - мастера отечественной живописи 50-70-х годов прошлого века. Востребовано их отношение к жизни и миру - цельное, серьезное, ответственное, востребована их широта, масштаб личности, достоинство и внутренняя сила. Они работали, как и жили, с полной отдачей, всегда помня о зрителе. Их любили тогда и с восторгом принимают их творчество теперь.

Вячеслава Андреевича Федорова нет уже более двадцати лет. Он из поколения воевавших, один из тех, кому выпал счастливый жребий остаться в живых. Тяжелое ранение в обе ноги почти в самом начале войны спасло его - на костылях в солдатской шинели он поступал в Академию художеств, которая была эвакуирована в Самарканд, потом переехала под Москву и, наконец, вернулась в Ленинград, в родные стены, в здание-шедевр русского классицизма, созданное Валлен - Деламотом и Кокориновым.

Они учились самозабвенно и азартно, любили жизнь за себя и за тex, кто не вернулся. Они просто не имели права подвести ровесников, которые ушли «не долюбив, не докурив последней папиросы». Его однокашники стали создателями художественных учебных заведений и школ в разных городах огромной послевоенной разрушенной страны, которая жила тяжело, но достойно, не стояла с протянутой рукой перед богатыми столами сытых закордонных банкиров и промышленников. У них была собственная гордость. Они отстояли от фашистов самую лучшую в мире страну и теперь восстанавливали ее вместе со всеми.

Вячеслав Андреевич вернулся с дипломом Академии на родину в город Иваново. Очень скоро он стал там признанным авторитетом среди коллег - художников. завоевал уважение и любовь ивановцев: его искусство было понятно, открыто. Он много ездил по стране - бывал на Байкале, в Поволжье, на Украине. Колорист, цветовик. он писал закаты, восходы, весеннее пробуждение земли, леса, отражавшиеся в зеркале воды реки или озера. Талант от Бога и прекрасная академическая школа сказывались в каждом мазке его уверенной магической кисти.

Он преподавал в Ивановском художественном училище, был таким педагогом, который учит не словом и даже не показом, как надо, а всей своей личностью, всей своей судьбой фронтовика и гражданина.

Его картины так же трудно описать, как и все живое У него трепетный легкий, точный, гениально положенный мазок - на каждом сантиметре картинного пространства. Картины чарующе прекрасны издали, когда видишь живую форму - крону дерева, гладь реки, плывущие в высоком небе облака, нежную весеннюю зелень, дышащую, только что освободившуюся от снежного покрова землю. Но и вблизи их магия завораживает: так все крепко замешено, так красиво собрано - это не набросок «а-ля-прима», сделанный за несколько мгновений. Это работа вдумчивого аналитика от искусства, который писал свои произведения не один день и даже не один год, отставляя их и снова возвращаясь, чтобы уточнить, дополнить, причем настроение пейзажа художник улавливал и пере-носил на холст не в мастерской, а на пленэре, где холст не только задумывался, но и «доводился».

Пейзажи Вячеслава Андреевича дышат, имеют настроение, и убеждена: воздействие их на человека сравнимо с воздействием живой природы - настолько полно мог вобрать в себя художник ощущение восторга перед ее гармонией и безошибочно передать это ощущение.

Как создается живопись, ее магия? Ответить так же сложно, как и проанализировать природу таланта

Художник - профессия трагическая. И судьба человека, который ставит перед собой задачу живо-писать, одушевлять, оживлять все, что создается им на холстах, не легкая судьба.

Чтобы пейзаж дышал, нужно стать чутким, тонким, чистым органом, которому внятна музыка природы, ее мелодии, нужно соединить мудрое остро чувствующее сердце с умной и умелой рукой.

Легко сказать, а как осуществить?У каждого художника свой путь, свои открытия на этом пути, свои сек¬реты.

Когда мы видим создание большого мастера, талантливого реалиста, мы всегда понимаем, что ему дано передать не только то. что можно увидеть глазом. но и то, что переживается душой, однако проследить, разложить, понять до конца, как в художественной практике решается эта задача, невозможно. Тайна сия велика есть. Здесь составляющих сознательных не меньше чем бессознательных.

Без композиторского дара нет шедевра. Без школы нет гармонии. Вячеслав Андреевич талантлив. Академическая школа дала ему реальную возможность пройти путь мирового искусства душой, сердцем, рукой, он принял этот огромный труд: усвоил уроки живописцев прошлого и, не приемля отрицания и разрушения, пошел дальше. Среди своих великих учителей Федоров числил и своих педагогов и великих русских пейзажистов - Поленова, Коровина, Саврасова.

Вячеслав Андреевич Федоров из племени масштабных сильных людей, не мыслящих себя вне страны, которую они защитили самой дорогой ценой - миллионами жизней своих современников - и чувство ответственности в них основа характера.

Их время ушло. Ушло поколение. Но осталось творчество.

Людмила Хромова

Дополнительно:

Видео записи


Оставить отзыв
Яндекс.Метрика