TO-classic
О насКак нас найти?
info@classic-ivanovo.ru
Видеозаписи      Аудиозаписи      Фотогалерея      Статьи

26

02/2013

Мелодия длиной в 100 лет

История этого инструмента неразрывно связана с историей Ивановского края. В 1913 году его приобрел известный промышленник и меценат Николай Красильщиков, который был не только предпринимателем, но и музыкантом, обладателем удивительного тенора – Красильщиков брал уроки пения в Италии, а в России к нему обращались за советами известные певцы – Антонина Нежданова и Леонид Собинов. Именно благодаря Красильщиковым в провинциальном городке появился культурный слой, который и по сей день изумляет приезжих. К сожалению, после революции инструмент оказался заброшен и к 90-м годам превратился в сломленного жизнью ветхого старца.

«Семнадцать лет назад мы с камерным хором творческого объединения «Шереметев-центр» пели в Родниках. Именно тогда в углу сцены я заметил этот рояль. Инструмент был в ужасном состоянии. Но насколько бедственно было его состояние, настолько и богатым было его звучание. По словам работников зала, на этом инструменте когда-то играл сам Сергей Рахманинов!» – рассказывает руководитель хора «Шереметев-центра» Евгений Бобров.

В 2008 году началась реставрация рояля, и в 14 января 2009 года состоялся первый публичный концерт обновленного «Steiway» в зале «Классика». Затем последовал новый этап реставрационных работ, в конце которых рояль приобрел сегодняшний вид и состояние.

Поздравить «именинника» с днем рождения пришли многие почитатели классической музыки: среди гостей можно было встретить как постоянных посетителей «Классики», так и новые лица. В этот вечер в зале сидели люди всех возрастов: музыканты, краеведы, историки, журналисты, блоггеры, фотографы... Желающих почтить своим вниманием столетие старинного инструмента было очень много, ведь это первое в нашем городе событие подобного рода.

В начале мероприятия зрителям был показан небольшой фильм об истории рояля «Steinway», затем несколько слов сказали специальные приглашенные гости, сыгравшие особенную роль в судьбе инструмента.

«Для музыканта этот рояль является не просто инструментом для исполнения, это, скорее, партнер. Он прекрасно тянет звук, на нем можно «петь». Он обладает целым рядом особенностей: яркий верхний, глубокий средний регистры... Сегодня очень популярны электрические, искусственные инструменты, а в те времена в звучании музыки люди в первую очередь стремились выразить человека. Поэтому мастера попытались вместить в него целый мир и то, каким его ощущает человек. У многих философов есть предположения, что когда нарушится связь времен и преемственность между поколениями, миру начнет грозить полное разрушение. Сейчас как раз наступает то самое «опасное время» – мы развиваемся и движемся вперед со страшной скоростью, и самое ужасное, что без нужной опоры мы можем не понять, куда нужно «рулить». И возрождение рояля «Steinway» является частью той самой опоры, которая может, как бы ни смешно это звучало, «спасти мир». Хочется пожелать, чтобы рояль продолжал находиться в тех же добрых руках, в каких он сейчас, ведь если он и дальше будет оставаться «под крылом» Александра Ивановича, то я обещаю, он проживет еще очень долго», – рассказал реставратор Михаил Леванов, буквально «ожививший» рояль от девяностолетнего сна.

Неудивительно, что отметить столь особенный юбилей было решено концертом особенного музыканта – первого, кто сыграл на рояле после реставрации. В этот вечер перед зрителями выступал Владислав Кожухин, талантливый молодой пианист, чье имя знакомо многим любителям классической музыки. Произведения в исполнении Владислава лучше всяких слов показали все величие, всю изысканность и благородство звучания этого инструмента. Особенно впечатляюще прозвучала монументальная и грандиозная соната-фантазия «По прочтении Данте» Ференца Листа. Последним произведением программы вечера значилась красивая и динамичная хореографическая поэма «Вальс» Мориса Равеля, однако она не стала последним номером – музыкант исполнил еще несколько произведений на бис.

Музыкант рассказал: «Акустические возможности этого рояля безграничны, и это не преувеличение. С каждым разом «Steinway» для меня раскрывается все больше: тембральные, звуковые и красочные характеристики этого инструмента становятся все лучше. Если в первый раз, играя на нем, я испытывал неописуемое удовольствие, то сегодня у меня несколько другие ощущения: «Steinway» – это что-то совершенно фантастическое! С первых же аккордов ты забываешь обо всем и просто «улетаешь»... На мой взгляд, по звучанию рояль чем-то напоминает хор – неограниченные динамические градации, теплый душевный тембр, насыщенный звук. Безусловно, в душе рояля есть отголоски той эпохи, когда он красовался в здании Общественного собрания. Однако, на мой взгляд, рояль, «как губка», впитывает в себя все искусство, которое можно было встретить в стенах «Классики». Немного от каждого из музыкантов, игравших на этом рояле, немного от личности мастера, изготовившего инструмент в начале XX века... Очевидно, что душа рояля включает в себя массу всего: его историческая и нравственная ценность делают этот невероятный музыкальный объект настоящим шедевром. Это огромная радость и для слушателей, и для исполнителей».

Хочется пожелать уникальному роялю «Steinway» еще много удивительных выступлений и музыкальных открытий!

А. Уланова

Скачать буклет "Вековая история рояля" (в формате pdf)

Яндекс.Метрика